+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Путями Четыредесятницы
Просмотров: 987     Комментариев: 0

Мы продолжаем разговор о богослужебном календаре Великого поста — его наиболее важных службах, на которые христианину желательно обратить внимание при составлении своего личного календаря на Святую Четыредесятницу.

Родительские субботы

 

В субботние дни второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста в храмах Православной Церкви совершается особое поминовение усопших. Всего так называемых родительских суббот в году шесть, и три из них приходятся на Великий пост. Почему? С одной стороны, этому есть формальное объяснение: такое внимание к усопшим является как бы «компенсацией» того, что в будние дни поста мы не поминаем их на Литургии — из-за отсутствия самой Литургии. Однако есть во всем этом, безусловно, и духовный смысл: каждый из нас призван в своем великопостном подвиге к тому, чтобы как можно глубже ощутить себя членом Церкви. Жизнь Церкви — это жизнь в любви, для которой не существует смерти. И потому в покаянные дни Четыредесятницы она вновь и вновь призывает нас в молитве, в духовном общении соединиться с теми, кого мы любили в их земной жизни и продолжаем любить. Конечно, участие в таких богослужениях обостряет у многих и чувство собственной смертности, но всё же главное — не это. А то, ради чего пришел на землю Христос — дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Богослужение родительских суббот дает нам пищу для размышлений о бренности бытия — о том, как малозначительно перед лицом вечности было всё то, что нас с теперь усопшими уже ближними разделяло, служило поводом для разногласий, и как важна была сама любовь, каждая минута, проведенная вместе. И хорошо, если мы, однажды прочувствовав, продолжаем помнить об этом в отношениях с теми, с кем еще находимся вместе на путях земных…

Стоит постараться побывать в храме хотя бы в одну из великопостных родительских суббот — все они равнозначны. В эти дни нет особой необходимости ехать на кладбище — как правило, его посещают в праздник Радоницы. А вот милостыня в память об усопших является в данном случае благочестивой церковной традицией. Она необязательно может быть выражена в денежном или продуктовом пожертвовании — это может быть любая безвозмездная помощь храму или немощным людям.

Праздник безмолвия

 

Во второе воскресенье Великого поста нам вновь, как и в первое, предлагается испить из живительной реки богословия. На этот раз Церковь празднует память святителя Григория Паламы, благодаря трудам которого в Церкви утвердилось учение о богопознании и нетварных Божественных энергиях. В XIV веке, когда жил святой, в Церкви происходили бурные споры о природе благодати. Фактически вопрос стоял так: доступно ли для человека реальное, познаваемое опытом соединение с Богом или нет? Святитель Григорий и его последователи говорили о том, что действительное общение человека с Богом через приобщение Божественной благодати возможно уже в этой жизни. И это — один из важнейших моментов в учении о нашем спасении. Спасение — это мистический союз с Богом, совместное действие двух воль — Божественной и человеческой. Мы не можем спастись без Бога, а Господь не спасает нас без нас самих.

С именем святителя Григория связана такая аскетическая практика, как исихазм. В переводе с греческого это слово означает «безмолвие». Исихастами именовались монахи, посвятившие себя абсолютной тишине, внутреннему духовному сосредоточению и непрестанной молитве. Таким образом, во второе воскресенье поста Церковь напоминает нам о высоте и блаженстве созерцания Бога, о том, как бездонно глубока на самом деле человеческая душа и какие глубины она может постичь.

Пассия

 

Во многих храмах в воскресенья Великого поста совершается еще и вечернее богослужение, именуемое пассией. Другое название пассии — акафист Страстям (т. е. страданиям) Христовым. Во время этого богослужения читаются те места из Евангелия, где повествуется о страданиях Господа.

Всего пассий четыре, по количеству Евангелий, и служатся они обычно со второго по пятое воскресенья Святой Четыредесятницы. Не будет преувеличением сказать, что богослужение это необычайно по эмоциональной силе и трогательности. На середину храма выносится Распятие, перед которым стоят священники и молящиеся. Песнопения этих служб постепенно погружают нас в грядущие события Страстной седмицы, помогают подготовиться к ней.

Безусловно, многим современным людям бывает трудно после воскресной Литургии прийти в храм еще и воскресным вечером. Однако хотя бы на одной пассии побывать, по возможности, стоит. Ведь в течение всего остального года не будет не просто такого же богослужения — не будет ничего похожего на него. Священники всегда предупреждают о том, что в пост, и особенно в выходные дни, мы не должны бросать на произвол судьбы своих домашних — им должно быть достаточно нашего внимания и заботы. И всё же стоит попытаться организовать свою неделю так, чтобы выбраться на эту недолгую акафистную службу и провести некоторое время, данное нам для отдохновения от будничных забот, рядом со страдающим на Кресте Господом.

 

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

 

И снова — Крест. Крестопоклонная седмица — середина Святой Четыредесятницы. Она начинается с того, что в ее начале — в третье воскресенье поста — на аналое в центре храма полагается крест, и верующие совершают перед ним земные поклоны. Значение такого действия объясняется в песнопениях этой воскресной службы: Великий пост для православных христиан подобен в духовном смысле пребыванию израильского народа в пустыне; когда израильтяне страдали от жажды, пророк Моисей по велению Божию опустил в воды найденного ими горького источника дерево, и вода сделалась сладкой (см.: Исх. 15, 23), — подобным образом Живо­творящий Крест Господень утоляет духовную жажду христиан, растворяет горечь испытаний поста и укрепляет в решимости пройти его полностью.

От мук — к небу

 

Будничный, но необыкновенный праздник в середине Великого поста — день памяти сорока мучеников Севастийских. В народе этот день называют «жаворонки»: к этому празднику во многих домах делают особую выпечку — птичек из постного теста. Обычай сохранялся даже в советское время — тогда многие считали, что жаворонки символизируют весну, как было в языческой традиции этого праздника — дня весеннего равноденствия. Но в православной традиции «жаворонков» пекут в воспоминание о вознесшихся на Небо душах Севастийских мучеников…

Севастия — армянский город на территории современной Турции, где в IV веке была заключена в темницу дружина из сорока каппадокийцев-христиан. Такой приказ отдал их военачальник, ревностный сторонник язычества. Его воины должны были принять участие в выступлении против христианского императора — святого Константина Великого — и возможная измена в войсках была ему ни к чему. Чтобы сломить волю мучеников, их заставили посреди зимы войти в ледяную воду Севастийского озера, а на берегу растопили баню — для тех, кто от Христа отречется. Один из воинов не выдержал и вышел из воды, а один из стражников, напротив, обратился ко Христу и присоединился к страдающим. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли.

В этот день, даже если он приходится на понедельник, вторник или четверг, служится Литургия Преждеосвященных Даров. В песнопениях праздника воспевается мужество человеческой души, говорится о тех нетленных венцах, которые уготованы всем терпящим скорбь ради Господа, и это помогает тем, кому бороться со своими страстями и искушениями уже очень трудно, духовно ободриться. Служба памяти сорока мучеников не относится к числу тех, быть на которых нужно непременно, обязательно, но многие прихожане всё же стараются побывать в храме в этот день. А чаепитие с «жаворонками», которое устраивается после утренней службы на многих приходах, воспринимается как утешение и дает возможность вкусить радости общения.

Принцип лествицы

 

Четвертое воскресенье Великого поста — день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Многие верующие читали его «Лествицу» — одну из основополагающих святоотеческих книг о борьбе со страстями. Обращение к жизни этого святого, привлечение нашего внимания к его наследию обусловлено тем, что, трудясь над своей душой, невозможно не разделять второстепенного и главного, первоочередного и того, что, как сказали бы сейчас, является задачей стратегической. Всё это и было воплощено преподобным Иоанном в образе лествицы, по которой человек взбирается к Небу.

Существует мнение, что «Лествица» — книга для монашествующих, и читать ее мирянам нет нужды, но это не так. Некоторые моменты, описанные в ней, адресованы живущим в монастыре, но общие принципы духовной жизни — одинаковы для всех. Человек не достигает добродетели рывком: чтобы стать целомудренным, сострадательным, нестяжательным, кротким, необходимо кропотливо трудиться, стремясь вскарабкаться чуть повыше — на следующую ступеньку. И для монахов, и для мирян путь духовной жизни начинается с одного и того же — борьбы с мирской суетой внутри себя, освобождения внутреннего пространства для общения с Богом, и высшая ступень тоже одна и та же — это любовь в союзе с верой и надеждой.

Понимание принципа лествицы помогает проходящим поприще поста привести в порядок свой ум и сознательно подойти к великопостному подвигу. Порой священники даже дают своим прихожанам задание: составить план работы над собой в течение Святой Четыредесятницы. Четвертое воскресенье поста, когда значительная часть пути уже позади, — подходящее время для подведения промежуточных итогов: уже есть возможность что-то понять, но еще есть время что-то исправить…

Перейти свой Иордан

 

На пятой неделе поста, вечером в среду, совершается еще одна уникальная великопостная служба, именуемая в народе «Мариино стояние». Мариино — потому что связана она с именем великой святой — преподобной Марии Египетской; в этот день на службе читается ее житие, и это единственный случай, когда жизнеописание святого включено в состав богослужения. Кроме того, в этот вечер, теперь уже полностью, вновь прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Молящиеся проводят на ногах около пяти часов. О чём это всё, ради чего, зачем?

В каком-то смысле этот день можно назвать «днём невыученных уроков»: всем нам, проходящим поприще поста недостаточно внимательно, рассеянно, дается возможность наконец-то, отложив все дела, посвятить Богу напряженный молитвенный труд. Для нас вновь звучат слова Великого канона, и мы имеем возможность, уже преткнувшись в своем опыте поста о собственную немощь, вслушаться в них более осознанно и увидеть представленную в нем духовную картину более цельно. И здесь же — духовная картина иная: житие преподобной Марии, в одно мгновение обратившейся к Богу от многолетнего ужасающего блуда, в котором она жила, и сорок семь лет проведшей в покаянии в пустыне. Именно в храме, в состоянии усталости, да и удрученности порой, этот рассказ воспринимается так, как трудно бывает его воспринять, сидя в удобном кресле, дома. Жизнеописание преподобной Марии — не просто потрясающая история, случившаяся в стародавние времена. Это рассказ о той борьбе и боли, через которые так или иначе необходимо пройти всем нам на пути к исцелению. И лечение нельзя откладывать, ведь наш духовный диагноз смертелен. Оно должно начаться прямо сейчас, на этой утомительной службе, в той покаянной молитве, словами которой мы все умоляем Господа пощадить и помиловать нас.

На воскресной службе, в пятое воскресенье поста, Церковь опять вспоминает о преподобной Марии, празднуя ее память. Своеобразной разделительной чертой в жизни этой святой стал переход реки Иордан: обратившись к Богу, она перешла его, направляясь в расстилавшуюся за ним пустыню, и уже никогда более не переходила его обратно. Песнопения этого богослужения как бы призывают нас перейти Иордан духовный — оставить в прошлом прежнюю греховную жизнь и решительно встать на путь жизни с Богом.

Чин соборования

 

Помимо богослужений суточного круга, в большинстве храмов Великим постом один или несколько раз совершается Таинство Соборования. Это особое последование, в процессе совершения которого молящиеся семикратно помазуются освященным елеем (маслом), смешанным с красным вином. При этом читаются фрагменты из Евангелия и Апостола и звучат молитвы ко Господу об исцелении душ и телес участвующих в Таинстве христиан.

В принципе ничто не препятствует любому члену Церкви собороваться в любой день года — это Таинство может совершить священник в любом храме, а немощных и больных людей соборуют на дому. Однако по традиции общие соборования проходят именно в Великий пост (в некоторых храмах — во все четыре поста), а дополнительно, над отдельными членами Церкви, это Таинство совершается по необходимости — в случае болезни.

Соборование связано в народном сознании со множеством суеверий: некоторые думают, например, что собороваться — значит готовиться в самое ближайшее время умирать, и предпочитают не звать священника даже в случае серьезной болезни. На самом деле, это таинство, называемое еще елеосвящением, несет в себе несомненную пользу даже для физически здоровых людей. Апостольские слова о нем — молитва веры исцелит болящего (Иак. 5, 15) — относятся и к немощам духовным. Соборование неразрывно связано с покаянием: ведь прежде чем возлить на духовные раны целительный елей, их нужно открыть, и в этом человеку помогает Таинство Исповеди. Обычно верующие накануне или за несколько дней до соборования исповедуются, однако это не непреложное правило, а только традиция — для тех, кто только входит в церковную жизнь, вполне допустимо собороваться, а затем исповедаться и причаститься.

Немного чистой радости

 

Самые светлые, легкие и умилительные праздники поста — Богородичные. 7 апреля Церковь празднует Благовещение — один из главных (так называемых двунадесятых) праздников церковного года. Это день, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью о том, что Ей предстоит стать Матерью Спасителя мира — Сына Божия Иисуса Христа.

На Благовещение, на какой бы день поста оно ни пришлось, служится Божественная литургия. Черные облачения в храме только на один этот день сменяются голубыми — и эта внешняя неожиданная яркость только усиливает радостный характер самого праздника. Безусловно, Сыну Божию предстоит родиться, чтобы потом пострадать на Кресте, но в величании праздника все мы поем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», прославляя Божию Матерь и еще далекое, среди будущих январских снегов, но уже имеющее свой залог ныне Рождество Господа нашего.

Это же слово — «радуйся» — многократно звучит и на другом Богородичном богослужении, в субботу пятой седмицы поста, именуемой Субботой Акафиста. Другое название этого праздника — Похвала Пресвятой Богородицы. Он был установлен в IХ веке в Константинополе в память о неоднократном избавлении города от нападения врагов заступничеством Пречистой Девы. В содержании богослужения этого дня очень многое опять же обращает наши мысли к празднику Благовещения: в тексте Великого акафиста Пресвятой Богородице, читаемого в этот день на всенощном бдении, наиболее пространно говорится именно о вочеловечении и рождестве Сына Божия. Это единственный день в году, когда чтение акафиста является не дополнением к службе, а ее смысловым центром. Совсем скоро, на Страстной седмице, мы увидим Божию Матерь у Креста, увидим Ее в муках, услышим Ее плач по распятому Сыну — тоже великий гимн под названием Плач Пресвятой Богородицы… А пока это чистое, радостное акафистное пение, относящее нас к тем временам, когда Сын Божий был еще в Ее чреве, становится для кого-то тем самым вздохом полной грудью перед погружением в глубину, который помогает пережить скорбь Страстной седмицы и дождаться Пасхи.

Предчувствие Воскресения

 

И вновь — суббота. На этот раз — шестой седмицы Великого поста, именуемая Лазаревой субботой. При наступлении этого богослужебного дня, на вечерне, поется стихира, начинающаяся со слов «душеполезную совершивше Четыредесятницу»… Как, разве Великий пост закончился?

Святая Четыредесятница действительно закончилась — сорок дней поста истекли. Лазарева суббота и Вербное воскресенье существуют как бы отдельно, предваряя Страстную седмицу, а затем наступает сама Страстная седмица — совершенно особое, предельно концентрированное богослужебное время. Это дни, когда даже в десятый, двадцатый, тридцатый раз проживающему эти события в храме человеку доводится порой ощутить то, что ощущали апостолы: печаль, растерянность и ужасающую жестокость происходящего. И очень важно бывает, чтобы радость о воскресшем Господе всё же освещала в глубине нашей души мрак этих дней. Так же важно, как в глубине переживания страданий и смерти близкого человека всё же помнить, что все мы воскреснем.

Лазарева суббота — это праздник встречи, которая казалась уже невозможной. Встречи Хрис­та с его другом Лазарем, который был воскрешен, пролежав во гробе четыре дня. Это день, когда Господь как-то удивительно глубоко открывается нам с человеческой стороны: Он прослезился, придя в дом, где близкие Ему люди потеряли любимого брата, хотя в Его Божественной власти было тотчас же воскресить его. Евангелие этого дня показывает нам, что человеческие эмоции, связанные с любовью к нашим близким, тоской по ним в разлуке, естественны, уместны и непредосудительны. Но они не должны становиться сутью нас самих, как скорбь о Лазаре не является сутью этого евангельского отрывка. Отвечая на слова Марфы: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11, 21), Христос произносит самые главные слова этого дня: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25).

Богослужение Лазаревой субботы словно «прорастает» в предшествующие ему дни седмицы: на будничных богослужениях мы внимаем песнопениям, которые побуждают нас ждать событий конца этой недели. «Прорастает» оно и в следующий день: и в богослужении Входа Господня в Иерусалим мы вновь слышим о Лазаре, так как у этих двух праздников одно общее песнопение — тропарь. А внутри нас так же «прорастает» ожидание встречи с воскресшим Христом. Ожидание, которое обязательно сбудется.

Фото А. Курочкина, А. Гутынина и из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 05 (577)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.