Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Протоиерей Максим Козлов: «Идти христианским путем в эпоху нестабильности и перемен»
Просмотров: 702     Комментариев: 0

В этом году Саратовская духовная семинария отмечает 30‑летие со дня возобновления деятельности после вынужденного закрытия. Духовная школа вновь распахнула свои двери для абитуриентов в начале 90‑х годов прошлого века — благодатное для Церкви время, когда шло бурное возрождение церковной жизни и у людей был огромный интерес к Православию. С тех пор мир сильно изменился. Каким должен быть священник сегодня? К чему он должен быть готов, вступая на путь служения Богу и Церкви Христовой? Об этом мы поговорили с протоиереем Максимом Козловым — председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этом году он посетил торжественный выпускной акт в СПДС.

— Первые годы постсоветского возрождения Церкви отличались горячим неофитством. Люди готовы были поститься на хлебе и воде, в буквальном смысле уходить в пустыню или в лес, батюшки порой продавали городские квартиры, чтобы восстановить сельский храм. А что бы Вы назвали приметами нынешнего времени? Отличается ли молодежь, которая поступает в духовные школы сейчас, от тех, кто поступал в семинарию в 90‑е, нулевые?

— Безусловно, те из нас, кому Господь даровал эту милость — прожить в сознательном возрасте эпоху церковного возрождения конца 80‑х — начала 90‑х, никогда ее не забудут. Сейчас о том времени периодически отзываются критически. Но мы, православные христиане, никогда не должны забывать, что это была эпоха возрождения Церкви: открытия храмов, духовных и воскресных школ, монастырей, развития церковного книгоиздательства. А самое главное — это была эпоха огромных надежд, воодушевления и искреннего церковного бескорыстия. И думаю, что каждый, кто оказался к ней причастен, воспринимает это время как светлый этап своего церковного пути.

Верно, мы сейчас находимся в совершенно другом времени. Сейчас тоже все по-новому, но иначе. Уже ушли в историю нулевые и 2010‑е — период внешней и внутренней стабильности, годы относительного материального благополучия. Давайте будем честны, никто и никогда в нашей стране не жил так благополучно, как мы в первые два десятилетия этого века. Этот период, на мой взгляд, не получил адекватного осмысления в Церкви — с точки зрения того, что мы могли предложить людям в этих изменившихся условиях. Мы часто ощущали себя еще во времени «второго Крещения Руси», а оно уже ушло — и то, что было хорошо в 90-е, стало неуместно.

К примеру, когда-то я, как и многие другие священники, вел передачи на радио «Радонеж». Это было безвозмездно со стороны всех ведущих. Мы приезжали в вечернее, а порой и в ночное время, но даже мысли не возникало, что за это что­то должны заплатить. Это воспринималось как миссия. А сейчас, если бы я как церковный администратор вдруг начал привлекать кого-то к подобной деятельности, говоря: «Ну ты же можешь бесплатно сделать? Где твоя христианская совесть?», то это была бы какая-то недобросовестная спекуляция. Я понимаю, что сегодня нельзя этого требовать от людей. Пожалуй, мы не всегда успевали перестроиться, дать ответ на эти изменения. Впрочем, даже и об этом говорить уже, наверное, поздно. Ясно, что в этом году жизнь мира, Отечества и Церкви переломилась. Мы не знаем пока, что будет в итоге, но точно понимаем: к тому, что было год, два или десять лет назад, уже не будет возврата. Поэтому, живя в эпоху, когда каждый следующий день может приготовить тебе все что угодно, пожалуй, будем стараться воспитывать свою душу и души учащихся так, чтобы смотреть бестрепетно на всё, что происходит в окружающем нас тварном мире. И помнить, что даже в самые трагические эпохи Господь рядом с каждым из нас.

Собственно, Евангелие всегда учило нас жить так: каждому дню достаточно своих забот (см.: Мф. 6, 34). Но человеку свойственно простираться надеждами в будущее, стремиться опереться на какую-то стабильность и благополучие земного бытия. Однако сейчас для того, чтобы сохранить душу в цельности, от иллюзорных надежд на завтра на самом деле стоит отказаться.

Времена изменились, и студенты начала 90-х — это не студенты начала 20-х годов XXI века. Поменялось общество вокруг, поменялось отношение общества к Церкви. Думаю, что мы уже прошли период наибольшего благоприятствования со стороны общества. Ныне молодые люди, поступающие в семинарию и выпускающиеся из нее, понимают, что вряд ли их в пастырском служении ожидают безоблачные времена, стабильность, благополучие. Но радует, что, несмотря на все эти тревожные обстоятельства, семинаристы у нас всё же есть.

— По рассказам тех, кто поступал в семинарию в советские годы, тогда при поступлении больше обращали внимание не на знания — человек мог даже не читать Библию, не знать святых отцов, поскольку книги были труднодоступны, а на погруженность человека в церковную традицию. Важно было, что он укоренен в церковной жизни, участвует в таинствах. На что более всего обращают внимание сейчас?

— Безусловно, тотальная невоцерковленность всё же будет являться препятствием. При поступлении в любую духовную школу нужно благословение духовника, в большинстве епархий оно должно быть подтверждено и благословением правящего архиерея. Во многих семинариях есть некоторое предварительное испытание фильтрационного типа перед непосредственными экзаменами. Это правильно. Человек, не имеющий связи ни с каким приходом, не обладающий навыком участия в таинствах, сначала должен почувствовать себя «своим» в церковной жизни, а потом уже идти в духовную школу. Определенный набор знаний тоже предполагается, иначе потенциальный студент не сдаст вступительные экзамены. Впрочем, в большинстве духовных школ есть подготовительный курс, так что по сути абитуриенты идут двумя потоками. Ребята более подготовленные могут поступить сразу на бакалавриат, а те, у кого знаний пока недостаточно, могут обучаться на пропедевтическом курсе. В целом, на мой взгляд, важнейшими критериями по-прежнему являются искренность устремления и нечуждость церковной жизни. Но с ними должны сочетаться способность и желание учиться. Бытовое благочестие, даже очень высокое, этого не заменит.

— Кем в первую очередь должен быть священник сегодня, помимо того, что он является пастырем: совершает Литургию, требы, исповедует. Психологом, социальным работником, юристом, менеджером?

— Священнику приходится быть во всех ролях, что Вы перечислили, и еще много кем. Иной раз — регентом, иной раз — строителем, катехизатором и так далее. Никогда нельзя предсказать заранее, как сложится твоя священническая судьба, что тебе в ней пригодится. Но в любом случае нужно помнить: как священник ты состоишься только в одном случае — если для тебя богослужение и молитва будут главным деланием. Если в какой-то момент ты поймешь, что издательская деятельность, молодежная работа или социальное служение заняли более важное место по сравнению с молитвой, совершением богослужений и душепопечением, то всё, пиши пропало. Надо останавливаться и восстанавливать навык служить Богу и молиться. Это единственный крепкий фундамент.

— В семинарию поступают очень разные люди. Кто-то — сразу после школьной скамьи, кто-то — уже получив светское образование, поработав в разных местах, приобретя жизненный опыт. По Вашему мнению, имеют ли возраст, образование значение для того, чтобы стать впоследствии хорошим пастырем? Стоит ли наработать жизненный и профессиональный багаж, прежде чем идти в семинарию?

— Для меня как председателя Учебного комитета было бы желательно, чтобы молодые люди поступали в семинарию по получении высшего светского образования. Это означает, что они уже прошли некую школу, получили опыт работы с информацией, приобрели навык учения и ограничения себя ради учения, да и просто несколько повзрослели. Но мы не можем этого требовать и не должны такое ограничение ставить: сначала светский вуз, а потом духовная школа. По-прежнему большинство наших абитуриентов — это вчерашние школьники. Ну что же, значит, и из совсем молодых людей нужно воспитывать будущих служителей Христовой Церкви. Для таких ребят особенно желательно продолжение обучения в магистратуре. Тогда по ее окончании они по возрасту приблизятся к тем годам, которые каноны считают допустимыми для рукоположения.

— Обязательно ли желание молодого человека, который поступает в семинарию, в дальнейшем стать именно священником? Или он может получить богословское образование и трудиться потом в церковных структурах, будучи мирянином?

— Главная цель духовной школы — это все же подготовка священнослужителей. Если человек стремится к богословской науке, чтобы стать потом преподавателем в духовной школе или церковным ученым, если он ощущает в себе призвание к церковно-административной деятельности или к церковной журналистике, то, конечно, бакалавриат по теологии ему может весьма пригодиться. Но я бы советовал молодым людям, которые априори не ощущают в себе устремления к священнослужению, рассмотреть для себя поступление в вуз открытого типа, вроде Православного Свято-Тихоновского университета, или на направление «Теология» в какой-либо из государственных вузов.

— Семинарист во время обучения живет практически в стерильной обстановке: если и есть общение с прихожанами, то это, как правило, прихожане семинарского храма, значительная часть которых — работники епархиального управления и семинарии. И вот молодой батюшка назначается на обычный городской или сельский приход и… К чему ему надо быть готовым, чтобы избежать разочарования?

— Я не думаю, что наши семинаристы такие уж неискушенные. У них есть Интернет, и читают они не только официальные церковные ресурсы. Думаю, оказавшись на приходе, молодые священники, напротив, зачастую видят, что реальность приходской жизни лучше, чище, крепче и надежнее, нежели она описывается критиками Церкви. А что мы, наставники, можем для них сделать? Думаю, мы не должны бояться говорить о тех проблемах, которые есть в церковном бытии: и о духовных, и об экономических, и об организационных. Но при этом говорить как люди Церкви, для которых это боль, а не повод поёрничать или покритиковать со стороны. Если что-то в Церкви не так, то это — болезнь матери, а не Снежной королевы, в отношении которой можно только радоваться, если она погибнет.

— Что значит быть священником в современном мире? Раньше священство жило достаточно закрыто. Сейчас благодаря блогосфере жизнь некоторых священников — как на ладони. Харизматичные, яркие батюшки привлекают внимание, о них все знают. Надо ли специально развивать в себе публичность?

— Думаю, что специально ничего в себе развивать не надо. Если есть призвание, оно само разовьется. А если нет, развивай — не развивай, ты звездой соцсетей не станешь. А вот чему действительно можно любого священника научить, так это умению адекватно реагировать на происходящее вокруг. Трезвому и спокойному взгляду на реальность можно научить всякого, вне зависимости от его талантов. Что же касается того, что в наше время жизнь человека на виду, в нынешней ситуации священнику трудно создать вокруг себя флер мистической недоступности, и я считаю, что это хорошо. Прежде это работало по незнанию людей о том, что происходит в духовных школах, в семьях священно­служителей, в Церкви вообще. Теперь это не сработает.

— Что Вы можете пожелать нашим выпускникам и тем, кто только собирается поступать в семинарию?

— Выпускникам хотел бы пожелать сохранять хрис­тианское трезвомыслие и стремление идти христианским путем в эпоху нестабильности и перемен. Кто как не пастырь должен сегодня избегать крайностей, чрезмерных эмоциональных реакций на происходящее в окружающей нас действительности… И самое главное — кто как не пастырь должен уметь смотреть на мир так, чтобы никого не считать врагом. Священник должен помнить: у Церкви Христовой нет врагов. Есть те, кто ее не любит, но у Бога и у нас как у труждающихся в Его винограднике не может быть недругов. Ну а поступающим я пожелал бы, прежде всего, добросовестности и честности. Духовный вуз — это ведь тоже вуз. Здесь нужно осваивать определенный, и немалый, объем знаний, приобретать компетенции, не жалеть себя, не халтурить, не подменять свою голову «Алисой» из Yandex, помнить, что в какой-то момент можно остаться без Интернета, только со своей головой, и желательно ее чем-то наполнить к этому времени. Если ты относишься к делу ответственно, то Господь благословит тебя. Дай Бог саратовской духовной школе и дальше выполнять ее главное предназначение — воспитывать добрых пастырей для Церкви Христовой, они нужны во всякое время.

Газета «Православная вера», № 14 (706), июль 2022 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

До летних каникул еще два месяца, но многие уже готовятся к новому учебному году, особенно родители будущих первоклассников. Какое учебное заведение выбрать, как подготовиться к поступлению? О том, как устроен учебный процесс в Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова, нам рассказал ее директор иерей Ярослав Коздринь

Просмотров: 720
Комментариев: 0

В октябре в Саратовской епархии начали работу два крупных образовательных проекта — регентско­-певческие курсы и Образовательный центр по развитию детского и юношеского творчества при Саратовской православной духовной семинарии. Оба проекта были созданы по инициативе митрополита Саратовского и Вольского Игнатия. О том, как прошли первые занятия, какие впечатления у преподавателей и учеников — читайте в нашем репортаже

Просмотров: 1213
Комментариев: 0

Что такое доброта? Это свойство души, не позволяющее остаться равнодушным при виде беды другого человека, готовность быть рядом, когда это необходимо, помогать словом и делом, если в том есть нужда. Нам всем хотелось бы, чтобы нас окружали именно такие люди, чтобы в мире добрых людей было как можно больше. И конечно, мы бы хотели, чтобы такими были наши дети. Но как человек становится добрым? Это врожденное качество или его можно привить? Об этом накануне Всемирного дня доброты, который отмечается 13 ноября, мы поговорили со священником Ярославом Коздринем, духовником Покровской православной гимназии

Просмотров: 6453
Комментариев: 0

Саратовской православной духовной семинарии исполнилось в этом году 190 лет. О ее сегодняшнем дне, о проблемах духовного образования, о том, чем должны стать для молодого или не очень молодого, но избравшего духовную стезю человека годы обучения в семинарии, мы беседуем с первым проректором СПДС игуменом Варфоломеем (Денисовым)

Просмотров: 11013
Комментариев: 0

Вместо класса — своя комната, вместо учителя — мама. Вместо ранних подъемов и изнурительных занятий — гибкий график и масса свободного времени. Стресс перед контрольными, слезы из-за плохих оценок, травля одноклассников — всех этих тяжелых реалий школьной жизни нет при семейном образовании. Эта форма обучения детей в нашей стране с каждым годом набирает обороты. Елена Мизюк пообщалась с родителями, взявшими ответственность за образование своих детей на себя, чтобы понять, какие преимущества дает надомное обучение и есть ли у него подводные камни

Просмотров: 3831
Комментариев: 1

13 августа 2019 года скончался один из старейших преподавателей Московской духовной академии и семинарии, выдающийся философ Николай Константинович Гаврюшин.
Николай Константинович являлся профессором Московской духовной академии, на протяжении многих лет преподавал философские дисциплины. Он неоднократно посещал Саратов, был гостем Пименовских чтений и Дней славянской письменности и культуры в Саратовской области.
В память об этом замечательном человеке предлагаем вашему вниманию его доклад, представленный в 2012 году на пленарном заседании X Межрегиональных Пименовских чтений

Просмотров: 4486
Комментариев: 0

Сегодня у нас вошло в стадию нормального подросткового бунта поколение детей, родители которых в 90-е годы минувшего века переступили порог храма впервые, многие в достаточно зрелом возрасте, замирая от страха и восторга, а кто-то и от стыда. Ни у кого из них не было настоящего церковного детства, не было опыта детской веры. Поэтому когда у поколения неофитов первой волны появились дети, которые — слава Богу — растут при храме, их воцерковленные родители вынуждены были изобретать велосипед, заново искать ответы на вечные вопросы. Некоторые семьи поделились с нами своим опытом.



Просмотров: 2508
Комментариев: 0

В старинном, многие годы пустовавшем здании на улице Лермонтова, 14 непривычная суета: протирают окна, моют полы, с первого этажа доносятся звуки рояля, а в воздухе — запах недавно завершившегося ремонта. Совсем скоро в этих вековых стенах из красного кирпича снова закипит жизнь — сюда переедут воспитанницы саратовского Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы

Просмотров: 3376
Комментариев: 2

«У духовных школ есть своя особенность: мы готовим пастырей и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Вот почему наш выпускной акт несколько отличается от выпускного в любом другом учебном заведении. Во-первых, мы собираемся в храме для совместной благодарственной молитвы к Богу, Подателю жизни и всех благ. Во-вторых, напоминаем, что ваша учеба не окончена: если вы хотите успешно и добросовестно нести свое служение, вам предстоит учиться всю жизнь. И в-третьих, с большинством из наших выпускников мы не расстаемся. Мы видим в тех, кто принял или готовится принять священный сан, своих собратьев и сослужителей. Мы готовы и дальше делиться с вами своим опытом, отвечать на вопросы, помогать друг другу в том служении, которое требует всей жизни человека без остатка…» — с такими словами обратился Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин к выпускникам на торжественном акте, посвященном двадцать четвертому выпуску Саратовской православной духовной семинарии.

Просмотров: 2237
Комментариев: 0

Мимо костюмерной проносится толпа нарядных ребятишек — до выступления еще целых полчаса, можно поиграть. Вот только мамы почему-то переживают: то бант подбегут поправить, то кружева на платье. Из актового зала доносится стройное пение — это взрослые репетируют. Вот они всегда волнуются — неужели до сих пор не привыкли к сцене, или тут кроется что-то еще?

Просмотров: 2746
Комментариев: 0

В наши дни Православная Церковь переживает уникальный период своей истории: появляется множество новых храмов, собираются и организуются приходские общины — и везде люди ждут пастырей. О том, как готовят будущих священников, мы побеседовали с игуменом Варфоломеем (Денисовым), первым проректором Саратовской православной духовной семинарии

ВИДЕО

Просмотров: 3036
Комментариев: 0

На День открытых дверей в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, который прошел 17 февраля, собралось более ста человек — школьники и выпускники из Саратова и области. Для будущих абитуриентов это возможность представить себя в стенах учебных заведений, погрузиться в их атмосферу, понять, как они будут себя здесь чувствовать, «примерить» образовательную программу, а главное — понять, чего от них ждут наставники, чтобы прийти на вступительные испытания, полностью к ним готовыми

Просмотров: 2213
Комментариев: 0

Как помочь детям пережить подростковый период? Почему некоторые воспитанники воскресных школ уходят из Церкви? Нужен ли в православной гимназии греческий язык? Что делать, если подросток слушает рэп? На эти и другие вопросы ответила гость XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений Татьяна Юрьевна Смирнова — заведующая сектором образовательных учреждений Московской епархии, директор православной школы «Образ»

Просмотров: 3650
Комментариев: 0

Белые банты, разноцветные букеты, радостные лица и крепкие объятия — воспитанники Свято-Покровской православной классической гимназии встретились со своими одноклассниками и классными наставниками после летних каникул

Просмотров: 2765
Комментариев: 0

Первое сентября для студентов Саратовской православной духовной семинарии и воспитанниц Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы началось с Божественной литургии в семинарском храме. Богослужение возглавил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 3472
Комментариев: 0

Кто такой священник? На этот вопрос по-настоящему может ответить, наверное, только он сам. И, пожалуй, чем больше опыта служения, тем точнее и глубже будет ответ. Однако интересно, что могут сказать об этом те, кто только-только окончил семинарию, кто прошел по выбранному пути всего несколько шагов, кто только начал соединять в себе самом теорию и практику? Мы побеседовали с нынешними выпускниками Саратовской православной духовной семинарии в священном сане

Просмотров: 2930
Комментариев: 0

Совсем недавно для выпускников по всей стране прозвенел последний звонок. Школа позади, наступает ответственный и волнительный момент: вступление во взрослую жизнь и принятие одного из самых судьбоносных решений — выбор будущей профессии. И здесь важно не ошибиться. Опыт многих людей, ставших выдающимися специалистами, показывает, что главное в этом деле — следовать зову своего сердца. В Саратовском межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы таких историй о выборе сердцем знают немало. Порой девушки на полпути оставляли учебу в престижных вузах и выбирали духовное образование, ощущая в себе призвание к музыке и желание служить Богу. Обучаться регентскому мастерству сюда приезжают со всей России

Просмотров: 2911
Комментариев: 0