+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Пророк рассветного часа
Просмотров: 386     Комментариев: 0

7 июля Церковь вспоминает радостное событие, которое предшествовало Рождеству Христову — рождение сына Иоанна у пожилой и долгое время бездетной пары: священника Захарии и супруги его Елисаветы, которая состояла в родстве с Девой Марией. Кто же он был, каким он был, этот «человек, посланный от Бога» (Ин. 1, 6) — святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн?

Явление Ангела праведному Захарии. ИконаОбратим внимание: Церкви не свойственно отмечать дни рождения своих святых. День памяти того или иного святого — это, как правило, день другого его рождения, рождения в вечность, преставления. Мученическую кончину Иоанна, Усекновение его главы, мы переживаем 11 сентября; но и рождеству его также совершаем празднование, почему? Потому что рождение его не было обычным. От евангелиста Луки мы знаем, что Благовещению — извещению Девы Марии Архангелом о зачатии Сына от Духа — предшествовало благовещение малое — извещение священника Захарии Ангелом о рождении сына, который будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17).

Захария усомнился в словах Ангела, потому что он и его супруга были уже в летах преклонных, не в детородном возрасте. Однако вспомним: и Авраам с женой своей Саррой были уже стары, когда родился обещанный Самим Богом Исаак, единственный продолжатель их рода; и с родителями Пресвятой Девы, Иоакимом и Анной произошло такое же чудо. «Идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин» — закон природы отступает именно тогда, когда Сам Бог хочет, чтобы родилось дитя, способное понести великую миссию.

В чем состоит миссия Иоанна, сына Захарии? Свидетельствовать о свете (Ин. 1, 7); приготовить народ Израиля к пришествию Господа, к явлению Мессии, Которого Израиль ждет издревле, приход Которого предвидели пророки Ветхого Завета. Обращенные к Захарии слова Ангела не оставляют неясности: его сын, который должен родиться, станет одним из этих пророков, тех, устами которых говорит Святой Дух. И не просто одним, а, как выяснилось, последним из этой великой духовной династии. Если другие пророки — Исаия, Даниил, Михей, Захария, Аггей, Малахия — видели Сына Человеческого издали, сквозь века, то Иоанну было суждено встретить Его на земле. Апостол Петр во Втором послании сравнивает пророков Ветхого Завета со светильником, сияющим в темном месте, доколе не начнет рассветать день (1, 19); Иоанн же — пророк рассветного часа. Он — человек невероятной силы духа и преданности Богу, аскет и мученик. Такими же были все его предшественники, начиная с Моисея.

Рождество Иоанна Предтечи. ИконаГлас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему — это из книги пророка Исаии (40, 3), жившего за семь веков до Иоанна; евангелисты Матфей и Лука убеждают нас в том, что слова эти сказаны именно о нем. Приготовить путь Пришедшему, подготовить народ ко встрече с Мессией  означает призвать к осознанию грехов, покаянию, изменению жизни: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2) — Тот, Кого мы ждали столько веков, уже пришел.

Люди слышат пророка Иоанна: Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская (Мф. 3, 5), приходят к нему, чтобы омыться в водах Иордана, исповедуя при этом свои грехи, очищаясь от них. Такое омовение не было крещением в нашем хрис­тианском понимании этого слова (глаголом «крестить» действия Иоанна обозначены лишь в славянском переводе Библии, в греческом оригинале используется глагол «погружать» или «омывать»). Оно было лишь необходимой подготовкой ко встрече человека со Спасителем. Об этом говорит и сам пророк: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).

Постараемся вслушаться в проповедь Иоанна: как он разговаривает с разными людьми, приходящими к нему на Иордан? Приходят, к примеру, фарисеи и саддукеи (см.: Мф. 3, 7) — религиозная элита иудейского общества, люди, уверенные в своей праведности, в своем превосходстве над окружающими (Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18, 11, притча о мытаре и фарисее)); люди, которые в дальнейшем не примут Христа, станут Его врагами. Как встречает эту величественную делегацию Предтеча — сожженный пустынным солнцем отшельник в одежде из колючего верблюжьего волоса, питавшийся акридами, то есть саранчой? Он не просто обличает фарисеев, он показывает шаткость того постамента, на который они себя воздвигли, ничтожность их самовозвеличивания: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 7–9). Однако обличение при всей его жесткости не есть отвержение: пророк Иоанн не гонит от себя гордых фарисеев, он призывает их сотворить плод покаяния. Это выражение — плод покаяния — мы все, наверное, должны помнить, особенно когда идем к исповеди. Покаяться — значит не просто назвать свой грех, не просто выразить сожаление, а именно добрый плод сотворить — себя другого, лучшего.

Иоанн КрестительА вот появляются мытари — презираемые всем иудейским обществом пре­датели­соглашатели, сбор­щики налогов в римскую казну. Они смиренно спрашивают: учитель! что нам делать? И слышат спокойный ответ: не требуйте более определенного вам (Лк. 3, 12–13). То есть если уж вы оказались в этом положении, то, по крайней мере, не пользуйтесь им в своих личных целях, не идите дальше по пути греха.

Предшественники Иоан­на, пророки Ветхого Завета — Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Михей и другие — очень хорошо показывают нам, что такое любовь Бога к человеку. Это вовсе не «комфорт и безопасность». Это огонь, не оставляющий никакой возможности компромисса с грехом; но это и безмерная (хотя не бесконечная!) милость тоже, это готовность принять любого грешника, если он по­настоящему, до конца искренне обратится к Отцу. Тот, кто не обратится, погибнет. Иоанн предупреждает: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10). А о Том, Кто идет за ним — о Христе — говорит  лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12).

Что же делать, чтобы оказаться пшеницей, а не соломой? Иоанн отвечает: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3, 11).

Как и любой из подлинных пророков, Иоанн ничего не делает для себя, в тех или иных своих интересах: он ведом Духом и служит Богу. Когда в его учениках возникает нечто вроде ревности к Иисусу (равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин. 3, 26)), Иоанн в истинном смирении отвечает: Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия­то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (там же, 29–30).

Вот таким был человек, через которого, при содействии которого произошло явление Пресвятой Троицы — событие, которое мы празднуем 19 января, в день Богоявления, или Крещения. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, — говорит о Своем Предтече Спаситель (Мф. 11, 11). А в Евангелии от Иоанна (см.: 5, 32–35) Он называет его свидетелем истины, а еще — светильником горящим и светящим.

Еще одна дискуссия Спасителя и Его учеников об Иоанне отражена в 17 главе Евангелия от Матфея и происходит непосредственно после Фаворского чуда — Преображения Господня: И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (10–13).

С Иоанном поступили, как хотели; полагаю, нет нужды пересказывать здесь историю с пьяным Иродом и плясуньей Саломеей. Важно сказать другое: высочайший подвиг Иоанна Предтечи, увенчанный мученичеством, — это его свободный выбор.

Да, была воля Божия на то, чтоб родился великий пророк, готовый приготовить пути Христу; но воля Божия не означает, что от самого человека ничего не зависит. Человек свободен, он может как принять волю Божию о себе, так и отвергнуть ее. И пророки, случалось, отвергали — Иона, например. Но Иоанн, так же как и Дева Мария, сказавшая: Се, Раба Господня… (Лк. 1, 38), был послушен Богу до конца.

Газета «Православная вера» № 10 (654), июнь 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает: видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию и который может послужить каждому из нас примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим является так часто предтечей Господним, тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа.

Просмотров: 941
Комментариев: 0

О чем может рассказать икона? Если смотреть на святые образы вдумчиво и внимательно, всегда испытываешь неизъяснимые чувства. Ощущаешь незримую, невербальную связь со святым, изображенным на иконе. Но особым благоговением овеяны старинные иконы, отличающиеся поразительным художественным мастерством. В Саратове такие шедевры можно увидеть в Художественном музее имени А.Н. Радищева, в зале древнерусской иконописи. В экспозиции представлены иконы XV–XVIII веков, написанные в Ярославле, Новгороде, Москве, Муроме. Каждый экспонат по-своему интересен. Но сегодня, в преддверии летних праздников, посвященных пророку Иоанну Предтече, мы обратим внимание на его образы

Просмотров: 1319
Комментариев: 0