+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Приветственное слово Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, участникам Восьмых межрегиональных Пименовских чтений
Просмотров: 2029     Комментариев: 0

Уважаемые участники и гости Пименовских чтений!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

Я сердечно рад приветствовать всех вас на Пименовских чтениях, которые по традиции проходят в Саратове в декабре уже в восьмой раз. Мы собираемся, чтобы почтить память одного из самых авторитетных и почитаемых саратовских Архипастырей — Владыки Пимена (Хмелевского), который управлял епархией почти три десятилетия, в годы очень непростые для Русской Церкви, и сделал невероятно много не только для возрождения церковной жизни, но и положил начало самому доброму сотрудничеству между Церковью и обществом в нашей области. Владыку Пимена знали и любили тысячи людей далеко за пределами нашей страны. Его глубокая вера, разносторонняя образованность и внутреннее достоинство в сочетании с открытостью, любовью, доброжелательностью не просто притягивали к нему самых разных людей, но и сделали его служение по-настоящему плодоносным: то, что посеяно Владыкой Пименом, те ростки взаимного интереса, добрых взаимоотношений между Церковью и деятелями науки, культуры, образования — глубоко укоренились в нашей жизни. И уже восьмые Пименовские чтения — лучший тому пример.

Тема Пименовских чтений на этот раз — «Церковь, образование, наука: история взаимоотношений и перспективы сотрудничества». В этом году наши чтения посвящены 180-летию Саратовской православной духовной семинарии. Этот юбилей сам по себе является значимым не только для нашей духовной школы, но и для всего региона, ведь по сути семинария была первым высшим учебным заведением в нашей области. Совершенно закономерно также, что мы отмечаем юбилей именно в дни памяти Владыки Пимена, трудами которого произошло возрождение Саратовской семинарии в начале 1990-х годов. 180-летие духовной школы — для всех нас это повод не просто вспомнить добрым словом всех, кто здесь учился, преподавал, но и повод еще раз обратиться к отечественной истории, осмыслить ее, воспринять опыт, извлечь для себя какие-то уроки для верного понимания настоящего и лучшего устроения будущего. Я хотел бы также рассказать о том, что представляет собой духовная школа, потому что взаимодействие между духовным и светским образованием в России существовало во все времена. Безусловно, и сегодня оно является важной частью деятельности многих учебных заведений.

История Саратовской духовной семинарии тесно связана с историей Русской Церкви и России в целом. Семинария дважды закрывалась — в те времена, когда государство ставило своей задачей не просто борьбу с Церковью, но и ее уничтожение; и дважды возрождалась — когда Церковь получала хотя бы малейшую возможность осуществлять свое служение. Задача семинарии оставалась неизменной на всем протяжении ее истории — готовить грамотных, ревностных пастырей Церкви для просвещения русского народа.

К моменту открытия семинарии в Саратове (оно состоялось в конце октября 1830 г.), необходимость в духовной школе была очень острой и насущной. Дело не только в том, что только образованное духовенство могло противостоять нарастанию раскольнических и сектантских настроений в Приволжье. Дело и в том, что именно Церковь в течение нескольких веков (вплоть до второй половины XIX в., до появления земства) по преимуществу брала на себя дело начального народного образования: при храмах действовали церковно-приходские школы и училища, народные библиотеки. И, конечно, с этой задачей наилучшим образом справлялось именно духовенство, имевшее семинарское образование.

Светская система высшего образования во многом выросла «из семинарского кителя»: кроме богословских предметов, в семинариях очень серьезно изучались классические древние и современные иностранные языки, гражданская история, физика, математика, археология, философия, словесность, медицина, психология, логика; велась и научная работа по всем этим дисциплинам. Так, в истории Саратовского края оставил заметный след Епископ Иаков (Вечерков), управлявший епархией с 1832 по 1847 г. и бывший ректором семинарии в то время. Архипастырь, известный своей доброй христианской жизнью, замечательный проповедник, он был также признанным знатоком истории, археологии, этнографии, вел исследовательскую работу, был автором ряда опубликованных научных трудов по этим дисциплинам.

Одним из самых серьезных недостатков системы духовного образования до революции была сословность этой системы. Мы часто говорим об этом сегодня, пытаясь понять: почему же в России начались те процессы, которые завершились катастрофой 1917 г. Ситуация, когда дети духовенства могли поступать только в семинарию и никуда больше, независимо от того, чувствовали ли они в себе или нет священническое призвание, была неправильной: она часто приводила к тому, что, к сожалению, из семинарии не всегда выходили достойные служители алтаря. Более того, увлекшись новомодными, популярными в русском обществе революционными идеями, некоторые выпускники семинарии ставили потом своей жизненной задачей борьбу с Церковью и государственным строем.

Несколько дней назад, в день памяти святителя Филарета Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал о XIX столетии: «Если кто-то думает, что это был век расцвета церковной жизни, то он упускает из виду, что именно в том веке стали прорастать в народе нашем и в обществе нашем губительные плевелы, которые, подобно терниям, погубили в конце концов живительные ростки нашей национальной жизни… В том самом внешне благополучном XIX веке, … сознание нашей интеллигенции, образованных людей стало отвращаться от Бога, и последствия этого отвращения мы видим и сейчас. Несмотря на все те тяжкие испытания, что выпали на нашу долю, еще очень многие умом и сердцем — в том прошлом, в том богоборческом прошлом, которое стало прорастать в теле нашего народа подобно страшной и смертельной опухоли».

Вскоре после революции и опубликования декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» семинария в Саратове была закрыта. Целый ряд ее преподавателей и выпускников понес подвиг исповедничества и мученичества за веру. Среди них: священномученики Гермоген (Долганев), Феофан (Ильменский), Феодор (Смирнов), Константин (Богородский), Иоанн (Днепровский), священноисповедник Виктор (Островидов), и многие другие.

Второй, самый краткий по времени, но очень напряженный и насыщенный период жизни Саратовской семинарии — это 1947 – 1961 годы. Его исторические рамки практически совпадают со временем оттепели в отношении атеистического советского государства к Русской Православной Церкви. Третий период, который, по милости Божией является частью нашей общей жизни, начался, повторю, благодаря трудам, настойчивости, мудрости выдающегося арахипастыря — архиепископа Пимена (Хмелевского). Это во многом его личная заслуга, боль последних лет его жизни и достойное завершение многотрудного архипастырского пути. О том, как тяжело готовилось это открытие, мы знаем не только по официальным документам, но и благодаря дневнику Владыки. Он обращался во все инстанции с просьбой о разрешении организации духовной школы и о возвращении епархии хотя бы одного из исторических зданий — архиерейского дома — начиная с 1985 г. Только в 1991 г., то есть спустя три года после всенародного празднования Тысячелетия Крещения Руси (своебразного «водораздела», который сделал возможным возрождение церковного служения во всей его полноте), вопрос о передаче здания был решен положительно, и то только на бумаге. Понадобилось еще полтора года и вмешательство Президента России для того, чтобы духовная школа обрела, наконец, свое здание. Это лишь одна видимая часть комплекса организационных и материальных проблем, которые взял на себя Владыка Пимен – в то время уже пожилой человек, обремененный множеством обязанностей и недугов. Но как преданный Церкви архипастырь, глубоко знающий ее жизнь, он не мог не думать о том, что церковное возрождение невозможно без воспитания образованного и самоотверженного духовенства. Когда появилась хоть какая-то возможность для Церкви открывать, строить храмы, просвещать народ, — она была использована Владыкой в полной мере.

Одной из самых заметных и дискуссионных новостей последнего времени стало принятие Государственной Думой закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или в муниципальной собственности» и утверждение его Президентом. Напомню, что речь в этом законе идет о возвращении традиционным религиозным конфессиям России, прежде всего, Русской Православной Церкви, имущества, принадлежавшего ей до революции — того, которое может использоваться в богослужебной жизни, организации церковного служения. Пример того, с каким трудом до самого последнего времени, до принятия этого законодательного акта, решалась эта проблема — возвращение здания для семинарии, о котором я только что упоминал. Многолетняя дискуссия вокруг закона, его принятие буквально «со скрипом» — иллюстрация того, насколько иллюзорно то «сращивание Церкви с государственным аппаратом», о котором так часто говорится в либеральной прессе.

Поблагодарив Президента и парламент за принятие закона, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что этот «документ свидетельствует о том, что страна наша преодолевает тяжелые последствия и восстанавливает справедливость. Только то государство может иметь будущее, которое основывает деятельность на справедливости».

Почему так важно понятие исторической справедливости, особенно в стране, которая стремится к благополучному и стабильному будущему? Дело в том, что восстановление исторической справедливости – это то, что не позволяет обществу в очередной раз наступить на старые грабли, средство, предохраняющее его от совершения старых ошибок. Никакая модернизация, никакие серьезные инвестиции в будущее не станут возможными, пока общество не будет уверено в том, что больше не вернутся те времена, когда в любой момент снова всё могут «отнять и поделить». Так восстановление исторической справедливости из категории, казалось бы, чисто экономической, становится важным фактором стабильности, оказывающим колоссальное влияние на общественную атмосферу. И я уверен, что этот шаг послужит со временем развитию тех сторон жизни нашего общества, которые связаны с наукой, культурой, образованием, социальной политикой — то есть в тех сферах, где Церковь и общество призваны к прямому сотрудничеству друг с другом.

Священник, начинающий свое служение в современном мире, должен быть образованным, эрудированным человеком, готовым к такому сотрудничеству — и сегодня ректорат, воспитательская корпорация нашей семинарии, всех духовных школ нашей Церкви, делают всё возможное, чтобы готовить таких священнослужителей. Но еще более важно для нас — сохранить преемство церковной жизни, опыт наших святых и подвижников — то есть тот сокровенный опыт верующего сердца, который сможет воспринять человек, который всей душой ищет Бога и хочет посвятить свою жизнь Ему и людям. В этом — главная задача духовной школы, которая решалась Саратовской семинарией на протяжении всей ее 180-летней истории.

Я поздравляю с юбилеем всех преподавателей, выпускников, воспитанников нашей духовной школы. Желаю им благодатной помощи Божией в том служении, к которому они призваны.

Сердечно приветствую всех участников Пименовских чтений, из года в год проявляющих столь искренний, живой интерес к их работе. Желаю всем вам доброго, взаимополезного общения, новых перспектив в вашей учебной, научной, просветительской, общественной деятельности.

Бог да благословит всех вас.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.