Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Преподобная Мария Египетская
Просмотров: 1035     Комментариев: 6

В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого Поста мы сегодня вспоминаем святую Марию Египетскую. Почему Церковь включила ее образ в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжество воистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая дается Богом, Его любовью, Его силой и крепостью.

О святой Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием — и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела, в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве, всю свою остальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

Чему мы можем научиться от этой жизни? Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается; он заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает и человек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога... Блуд, в широком смысле, который ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру. Мы ослеплены тем, что видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание, наш взор приложен только к тому, что видимо и осязаемо. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу, мы распыляем так, что она направлена анархично, во все стороны, так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?.

И вот мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни; и, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия — и как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться — но молитвы нет; мы хотели бы любить — но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли — а мысли разбегаются, расплываются; хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли — она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску — а крепости в ней нет... Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото... Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением...

Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды... Но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла, что, получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила какую дивную жизнь...

Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, как Апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит, а в другой немощи — богоприимной, в той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает, единственного, к чему он стремится, своими силами, но что силой Божией он этого может достичь. И тогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако, может привести к пристани корабль... Это — богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться и отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда все делается возможным: сила Божия в немощи совершается...

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к страстным дням, когда уже будет время не веры, не надежды, но время зрения Божественной любви, — как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером! Аминь.

27 марта 1977 г.

Проповеди

Комментарии:

01.04.2017 13:33:30  Aida

Замечательно! Огромное  спасибо.

02.04.2017 20:49:07  Олег Давиденко

Современные православные - "счетчики" чужой святости.

Мы, современные православные, пишем фразу: "Нам не под силу поднять такой подвиг"

Что сказать? Фразу звучит, как клеймо. Господа, не старайтесь всё равно ничего не получится.

Мне нравится другая фраза: "Смог один, могут и другие". В том числе и современные.

Что для этого нужно: прежде всего уметь ... скрывать свой подвиг от большинства людей. А меньшинству уметь молчать.

Зачем? В большинстве своем люди придут и будут завидовать вплоть до осуждения, до оскорбления подвига, или восторгаться до обольщения. И первое, и второе не приемлемо

Нельзя повторить подвиг другого с некой претензией на точное повторение подвига, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Но можно исполнить подвиг, который объемом и глубиной будет соответствовать подвигу святой Марии.

Наберусь смелостью и скажу: есть кто исполняет подвиги ныне с объемом и глубиной подвига святой Марии.

Войны на Украине и в Сирии. Люди, которых убивают за веру Христову.

Или на Западе люди отказываются от исполнения законов западного общества, защищающих извращение всех мастей: попадают под суд, избиваемы, гонимы развращенным западным обществом.

Или родители, воспитывающие детей в православном духе, не смотря на яростное сопротивление своих родственников.

Или люди, которых высмеивают считают чудаками, дураками, ретроградами средневековыми за веру Христову.

Не все сказал? Простите, не хватает фантазии и знаний. Но уверен, кто внимателен, добавит больше.

А что мы? Считаем чужие подвиги, восторгаемся ими до слезного восторга и ... прячемся за формулировку: но каждый из нас может сделать то, что ему под силу.

Под силу? Какую? Ту которую мы себе выдумали, чтоб не трудится ради Христа Иисуса?

Нечего добавить.

02.04.2017 23:42:46  Инна Самохина

Здравствуйте, Олег. Вовсе не имею целью Вас обидеть, но только хочу предостеречь по-христиански: Вам, очевидно, стоит быть аккуратнее при написании Ваших комментариев. А то уж и акафист Божией Матери в честь Ее иконы "Неупиваемая Чаша" не так написан (см. один из Ваших предыдущих комментариев), и митрополит Антоний Сурожский что-то не то нам здесь говорит. Простите меня, но тон данного комментария, на мой взгляд, неприемлем. Владыка Антоний был обличен в архиерейский сан, что требует уважительного отношения к нему и его словам. Просто уважительного, даже если Вы с чем-то не согласны. Дерзнули бы Вы подобным образом разговаривать с кем-то из ныне живущих архиереев? Предположим, Вы бы дерзнули, но Митрополит Антоний, к сожалению, уже почил, а значит не сможет Вам ответить здесь. А если бы он и имел такую возможность, то уверенна, что такого тона по отношению к Вам он себе не позволил бы. И еще: человек, служивший у престола и ежедневно общавшийся как пастырь с таким колличеством самых разных людей в России и зарубежом, наверное, что-то смыслил в человеческих душах, психологии, и возможностях. И знал, какие слова подобрать, чтобы вдохновить своих чад следовать за Христом и Его святыми угодниками. Еще раз, Олег, простите, не в обиду всё это сказано!

03.04.2017 9:19:55  Олег Давиденко

Я уважаю Антония Сурожского, время-от-времени читаю его творения и многому из них учусь.

Но должность замечательного архипастыря не может довлеть в его православных суждениях.

Он писал свои писания в то время, когда война против православия была не так явна и напориста, как сейчас. В неких условиях "мирной" жизни. Поэтому в то время его слова были актуальны.

Сейчас несколько по другому: бомбежки Сербии и изуверства против христиан в Косово, война в Сирии и на Украине, откровенные нападки на христиан в США и на западе вообще, беспредел против христиан в Пакистане и в других странах Азии, убийство христиан в Африке. Всё произошло после критикуемых мною слов.

И что делать? Или приводить слова архипастыря соответствующие времени, или ... поправлять его слова.

Не смею притрогаться к словам Иоанна Крестьянкина, не смею, что-либо говорить о словах святого Паисия Святогорца, в том числе в то время, когда он не был святым.

Не потому, что они - идеал православия, а потому что они точно пророчествовали о нынешних временах.

И в динамике происходящих событий, в будущем слова их подтвердятся (строго исходя из анализа происходящего сегодня)

Пока всё.

03.04.2017 9:59:48  Олег Давиденко

Инне Самохиной. Видел Вас по телевизору. Вы - очень симпатичная девушка.

Мне импонирует Ваша горячность "по Бозе Спасе нашим".

Принимаю Вашу критику в части жесткого стиля в написании комментариев.

Не буду возвращаться к предмету диалога. Отмечу только одно: в своих комментариях я пытаюсь опередить события на шаг или хотя б на полшага: для себя и для других, чтоб быть немного готовым к страданиям, которые надвигаются на нас.

Но ... как у обычного человека у меня получается грубо, не понятно, не точно.

Простите, что перегрузил сайт своими комментариями. Попробую взять паузу.

03.04.2017 10:45:05  Инна Самохина

Олег,рада, что Вы не обиделись, мне бы этого совсем не хотелось! Понимаю, за что Вы радеете, и могу только прибавить: Бог нам всем в помощь!

 

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: