+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Последний из пророков
Просмотров: 526     Комментариев: 0

О чем может рассказать икона? Если смотреть на святые образы вдумчиво и внимательно, всегда испытываешь неизъяснимые чувства. Ощущаешь незримую, невербальную связь со святым, изображенным на иконе. Но особым благоговением овеяны старинные иконы, отличающиеся поразительным художественным мастерством. В Саратове такие шедевры можно увидеть в Художественном музее имени А.Н. Радищева, в зале древнерусской иконописи. В экспозиции представлены иконы XV–XVIII веков, написанные в Ярославле, Новгороде, Москве, Муроме. Каждый экспонат по-своему интересен. Но сегодня, в преддверии летних праздников, посвященных пророку Иоанну Предтече, мы обратим внимание на его образы.

Человек, посланный от Бога

 

Интересный факт: имя Иван считалось одним из самых распространенных на Руси. Это было следствием традиции называть новорожденных по святцам. В течение церковного года мы вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Воина, Иоанна Дамаскина. И как минимум семь раз в церковном календаре мы встретим имя Крестителя Господня Иоанна. Совсем скоро, 7 июня, Православная Церковь будет вспоминать Третье обретение главы Иоанна Предтечи, а 7 июля — его рождество.

Святой Иоанн родился в правление иудейского царя Ирода у праведных престарелых и бездетных до того супругов — священника Захарии и его жены Елисаветы. В Евангелии от Луки описано, как Ангел Господень явился Захарии в храме и возвестил ему: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их (Лк. 1, 13–16).

Иоанн жил в суровых условиях, подвизаясь в пустыне. В зрелом возрасте он вышел на проповедь, призывая иудеев к покаянию и крещению. Исполнились слова Ангела: этот человек стал велик перед Богом, став непосредственным предшественником Христа, то есть Предтечей. В водах реки Иордан он крестил Самого Спасителя, поэтому его называют также Крестителем.

 

Заступник и ходатай

 

Прежде всего обратим внимание на самый крупный экспонат в музейной экспозиции древнерусского искусства — иконостас XVII века, найденный в церкви в честь Архангела Михаила и Владимирской иконы Божией Матери в селе Тучково, недалеко от Мурома. Реликвия была передана музею в 1969 году экспедицией Государственной Третьяковской галереи. Иконостас представлен тремя чинами — деисусным, праотеческим и пророческим.

Расположение икон в деисусном чине — главном ряду иконостаса, в центре которого всегда располагается изображение Христа, — имеет строгую иерархическую последовательность. Иоанна Предтечу традиционно изображают первым по левую руку от Господа. Такое расположение объясняется особенной близостью Иоанна Христу. В тех храмах, где у иконостаса есть деисусный ряд, мы всегда можем найти изображение Крестителя Господня.

Иконография этого образа традиционна: святой изображен в милоти — грубой одежде из овчины или верблюжьего волоса — и в зеленовато-охристом гиматии — прямоугольном плаще. Фигура Иоанна Предтечи представлена в довольно динамичной позе, которая подчеркивается очертаниями развевающейся полы гиматия. Его облик суров и скорбен, как и подобает аскету и пустыннику: волосы и борода взлохмачены, лицо измождено, брови нахмурены, взгляд напряженный. Строгая колористическая гамма подчеркивает аскетизм образа. В нижней части иконы темно-синим цветом изображен позём — так в иконописи условно называют землю, на которой стоят святые. В противовес темному, печальному материальному миру мир горний, небесный, изображен желтовато-охристыми оттенками.

Изучая этот образ, о личности святого и его жизни мы узнаём немного. Здесь Иоанн не пророчествует, не проповедует, он изображен среди прочих. Пророк, как и другие святые в деисусном ряду, прислушивается к просьбам молящихся и обращается к Богу.

Следующий образ святого, который мы рассмотрим, имеет более выраженные индивидуальные черты.

 

 

«Се аз посылаю Ангела Моего пред лицем Моим»

 

Необычный образ святого Иоанна под названием «Ангел пустыни» в древнерусской иконописи встречался довольно часто. Икона, хранящаяся в Радищевском музее, была написана в Ярославле в первой половине XVII века. Святой на ней изображен фронтально — в образе Ангела, с крыльями за спиной. Пророк Иоанн представлен в виде вестника, который возвещает людям о пришествии Господа и призывает очистить свои сердца покаянием.

Основой этого иконографического типа послужило пророчество Малахии, сказанное за пять веков до появления на свет Иоанна, — о том, что Господь прежде Себя пошлет людям Ангела Своего. Согласно святоотеческому толкованию, Иоанн Предтеча достиг такой высокой степени святости, что стал обладателем ангельского естества. Интересно, что больше ни один святой не изображается подобно.

На Руси такие образы появляются с XIV века, широкое распространение получают в XVI–XVII веках. Святой представлен в момент произносимой им перед иудейским народом проповеди. Указанием на это является поднятая правая рука и белый развернутый свиток, так называемая хартия, которую пророк держит в левой руке. На свитке написано пророчество Крестителя Господня: «Покайтеся, приближибося Царствие Божие, уже бо и секира при корени древа». Иллюстрацией к этому пророчеству в композиции иконы является дерево и лежащая в корне его секира.

Иоанн одет в зеленый хитон и гиматий, из-под которого видна звериная шкура. Нестатичная поза святого и развевающееся одеяние побуждают нас представить, что пророк идет навстречу людям. У ног святого иконописец изображает горы. Прежде всего они конкретизируют место аскезы святого. Когда царь Ирод повелел избить всех младенцев, Елисавета, мать Иоанна, ушла с сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Захария, отказавшийся открыть местопребывание младенца, был убит прямо в храме, вскоре скончалась и его супруга. В пустыне, охраняемый Ангелом и отрешенный от мирской суеты, Иоанн исполнился Духа Святого.

Плавные линии гор будто устремляются к Иоанну, возвышая фигуру пророка. Иконописец стремится достичь гармонии в изображении условного пейзажа и фигуры, этому способствует и приглушенный колорит.

В левой руке Иоанн держит чашу со своей отсеченной головой. Грядущая мученическая смерть святого является прообразом искупительной жертвы Спасителя. Это объясняет, почему глава Иоанна Предтечи изображена не на блюде, в соответствии с евангельским текстом, а в чаше.

Стоит сказать, что главу Иоанна Крестителя трижды погребали и трижды обретали христиане. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке. О третьем обретении стоит сказать подробнее.

Вскоре после второго обретения честная глава Крестителя Господня была перенесена из Емесы в Константинополь, где для нее был выстроен храм. В период иконоборческой ереси, когда святыни подвергались поруганию, благочестивые христиане тайно перенесли реликвию в Команы и захоронили в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Константинопольскому Игнатию во время ночной молитвы было указано место, где сокрыта голова последнего пророка. 7 июня 850 года вновь обретенная святыня была торжественно встречена в Константинополе. Впоследствии часть главы находилась в Студийском Предтеченском монастыре, другая часть — в монастыре Продром, откуда была похищена крестносцами и разделена между французским городом Амьеном и Римской Церковью. Еще одна частица святой главы хранится в Афонском монастыре Дионисиат.

Композицию иконы завершает оглавное изображение Христа — Спас Нерукотворный. Ведь Иоанн предшествовал и пролагал путь именно Спасителю. Он предварил Его рождение, родившись на полгода раньше, а затем предварил и Его смерть.

* * *

Кроме этих икон, в фондах Радищевского музея хранятся другие образы Иоанна Крестителя, получившие широкое распространение на Руси: житийные иконы с клеймами, изображения Иоанна Предтечи, держащего в руке блюдо со своей усекновенной главой, отдельный образ усеченной главы. В православном богослужении Иоанн Креститель занимает особое место, его памяти посвящен вторник каждой литургической недели. Верующие почитают его и обращаются к нему в своих молитвах. А пришедшим в музей дается возможность не только мысленно обратиться к святому, но и оценить художественные достоинства его иконописных изображений.

Газета «Православная вера» № 10 (630)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.