+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Помощь, а не досадная повинность
Просмотров: 1064     Комментариев: 0

О том, как правильно относиться к ежедневному молитвенному правилу, молиться ли Богу «по наитию» или «по расписанию», что можно добавлять к повседневной молитве для оживления интереса к ней, говорят священнослужители Саратовской епархии.

Зачем какие-то «правила», если к Богу можно обратиться всегда и везде?

Отвечает священник Алексий Стрижов, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска:

— Каждый раз, когда ко мне обращаются с подобным вопросом, в дальнейшем разговоре с вопрошающим выясняется, что это «всегда и везде» на практике принимает форму, строго говоря, «никогда и нигде». Роль правила в нашей жизни понятна из самого лексического значения этого слова. Правило нас дисциплинирует, помогает должным образом настроиться на общение с Богом, задает некий тон нашей молитвенной жизни, учит нас выделять главное в просимом у Господа. Без исполнения правила невозможно говорить о постоянстве молитвенной жизни христианина — одном из важнейших ее качеств.

Как священник я вижу, что пренебрежение молитвенным правилом отражается и на исповеди человека: вместо искреннего покаяния и просьбы ко Господу о помощи в исправлении своих недостатков священник выслушивает жалостливые истории о житейских неурядицах, испорченных отношениях с ближними или же рассказы о том, как много хорошего удалось совершить за «отчетный период». А всё это во многом оттого, что человек привык обращаться к Богу только иногда — «по наитию сердца», по вдохновению — и просит Бога только о житейском, бытовом, о решении насущных проблем, низводя отношения с Ним до «я Тебе свечку, а Ты мне — исполнение желаний». И одна из причин этого — неправильно заданные ориентиры духовной жизни вследствие небрежения к будничному, но необходимому молитвенному труду.

В разговоре о правиле и его месте в нашей жизни невозможно не затронуть вопрос расстановки приоритетов. Если христианин руководствуется в своей жизни заповедью Спасителя о необходимости прежде всего и более всего возлюбить Господа Бога — всем сердцем, всею душею и всем разумением (ср.: Мф. 22, 37), то чем, как не обращением к Творцу, начинать день и заканчивать его? При возражениях же о недостатке времени или сил (а чаще желания на самом­то деле) на исполнение молитвенного правила каждый раз вспоминаются слова блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

При этом нужно понимать, что правило — помощь нам, а не досадная повинность. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса Христа о том, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Являясь для нас своеобразным остовом, необходимым минимумом, оно не заключает в себе всей полноты молитвенной жизни, которая, по слову апостола Павла, должна быть непрерывной. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 16–18). И если мы будем держаться правила, то вспоминать о Боге в течение дня, постоянно обращаться к Нему, соотносить свою жизнь с Его волей о нас будет гораздо проще.

Нужно ли читать каждый день обязательно одни и те же молитвы? А если вместо этого прочесть несколько псалмов или помолиться своими словами?

Отвечает священник Александр Горбанев, настоятель храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» г. Шиханы:

— Большинство отцов Церкви говорит о том, что необходимо иметь постоянное, то есть состоящее из одних и тех же молитв, молитвенное правило. В их числе, к примеру, святитель Игнатий (Брянчанинов) — один из выдающихся духовных писателей XIX века. Утреннее и вечернее правило помогает нам, слабым в вере, вознести к Богу наши молитвы — не только прошения, но и благодарение.

Очень часто мы не находим в себе сил внимательно, с должным чувством помолиться в конце напряженного дня. Необходимость же исполнения правила все-таки побуждает нас встать пред лицем Божиим и вдумываться в читаемое. Другое дело, если утренние и вечерние молитвы от постоянного повторения как бы «затираются», — тогда для оживления внимания можно заменить одну-другую из них на некоторое время другими, близкими для нашей души, молитвами — взятыми из избранных молитв подвижников благочестия ХХ века, например. Либо можно вставить какие-то короткие, но содержательные молитвословия между привычными молитвами — это тоже оживит интерес. Самое главное, чтобы наша душа ощущала молитву как самое необходимое в это время для нас.

И в утреннем, и в вечернем правиле мы много чего просим у Бога. Зачем так постоянно и настойчиво просить, если Господь и так знает наши нужды?

Отвечает священник Александр Станотин, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:

— Позволю себе не до конца согласиться с утверждением, что мы «много чего просим у Бога». В христианском понимании молитва не является выпрашиванием чего-либо у Господа. Взгляд на молитву как на способ воздействия на Бога рождается от непонимания отношений Бога и человека, которые в евангельском понимании есть любовь.

Порою у нас — людей, живущих в современном мире, — слово «любовь» ассоциируется с желанием обладать, иметь. «Если я люблю, то должен владеть любимым, а если меня любят, то мне должны дать всё, что я хочу». Такое понимание иногда переносят и на молитву, которая становится «инструментом» для получения желаемого, но уже не от человека, а от Бога. Одно из проявлений любви действительно есть желание, но желание общения. А молитва и есть в первую очередь наше живое общение с Богом. По словам святого Исаака Сирина, молитвою является «всякая беседа к Богу, всякое размышление о духовном». Утренние и вечерние молитвы — это и есть такие собеседования, в которых соединяются и благодарность, и хвала, и прошение, и благоговейное чувство.

Газета «Православная вера» № 13 (633)

[Подготовила Елена Сапаева]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

«Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались Небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия»,— писал о празднике Богоявления священномученик Иоанн Восторгов. Воспринимаем ли мы этот праздник столь же лично, осознаём ли его смысл? На вопросы о Крещении и освящаемой в этот день великой агиасме — крещенской воде — отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 509
Комментариев: 0

Несколько лет назад во всех храмах Русской Православной Церкви, в том числе и саратовских, была введена практика огласительных бесед для желающих креститься или стать крестными младенца. Однако о том, как стать крестным, и о различных моментах, связанных с этой ответственной ролью, приходит по-прежнему много вопросов на наш сайт. На наиболее распространенные, типичные из них отвечают сегодня клирики Саратовской епархии

Просмотров: 591
Комментариев: 0

Главенство мужа в христианском браке — это, скорее, ответственность перед Богом и обществом за духовное состояние всей семьи и забота о ее нуждах. По мысли святителя Иоанна Златоуста, в этих словах мужу и жене Церковь предлагает «основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указывая каждому подобающую область: ему — начальство и попечение, а ей — повиновение»

Просмотров: 689
Комментариев: 0

На «простые вопросы» об исповеди и причащении, которые для многих оказываются совсем не просты, отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 856
Комментариев: 0

Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви — Евхаристии — отвечают клирики храмов Саратовской епархии

Просмотров: 1217
Комментариев: 0

Православная икона для верующего, давно живущего церковной жизнью человека — нечто настолько знакомое, что порой и представить трудно, какими глазами может смотреть на нее тот, кто недавно переступил порог храма. Почему некоторые иконы похожи на картины, а некоторые нет? Можно ли иметь дома любой святой образ или есть иконы, которые пишутся только для священников и монахов? На эти и другие вопросы отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 985
Комментариев: 0

Любой человек, переступающий порог храма, чуть раньше или чуть позже оказывается перед необходимостью исполнения ежедневного молитвенного правила. На часто задаваемые вопросы о ежедневной молитве отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 968
Комментариев: 0

Зачем нужен пост посреди лета, как он связан с предшествующим ему праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и соблюдали ли его сами апостолы? На часто задаваемые вопросы о Петровом посте отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 868
Комментариев: 0

Радоница — не просто церковный праздник. Не случайно он, в отличие от большинства православных праздников, является во многих регионах нашей страны выходным днем — в этот день мы исполняем не только христианский, но и общечеловеческий долг, вспоминая с благодарностью о тех, кто жил когда­то на этой земле и нам дорог. Десятилетия богоборчества сделали свое дело: не все наши сродники ушли в иную жизнь по¬христиански и с надеждой на Бога, не все из нас знают, как по¬христиански их поминать и что дает нам и самим умершим поминовение. Но о каждом — совершенно о любом — ушедшем человеке в этот день можно тем или иным образом помолиться или сотворить милостыню. И — порадоваться, как бы ни была велика наша скорбь. Мы попросили священников саратовских храмов ответить на часто задаваемые вопросы о поминовении усопших

Просмотров: 1240
Комментариев: 0