+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Положи доброе начало
Просмотров: 656     Комментариев: 0

Великий пост — это весна нашей души, а что происходит весною? Тают снега и льды, освобождается и свободно вздыхает, наконец, земля, начинается движение соков в телах деревьев, набухают почки, а рядом с грязной снежной коркой зеленеют уже травинки, да глядишь, и цветочек самый первый желтеет… Все хочет расти, всё стремится к новому расцвету и плодоношению.

А что же мы? Оживаем ли мы в Великий пост, чувствуем ли мы тепло Солнца, отзываемся ли на него, освобождаемся ли от наших корявых наледей, открываем ли в себе новые силы? Как хотелось бы радостно воскликнуть: «Да, конечно!». Но не всегда это так.

Мы не деревья и не цветы: от нас требуется сознательный целенаправленный труд. При том что радость нам дается порой без всякого нашего труда… Но это именно порой — чтоб мы знали, за чем идти, ради чего трудиться. Постараемся сориентироваться в книгах, которые помогут нам в наших весенних работах — в трудах Великого поста.

***

Книга «Душеполезные поучения на каждый день Великого поста», вышедшая в издательстве «Духовное преображение» (2016), поможет нам организовать наш познавательный и духовный труд, сделать его регулярным, каждо­дневным, дабы не поддались мы, впрямь, духу праздности и не запустили свои едва зазеленевшие грядки. Ведь Великим постом каждый день имеет свое особое значение. Читая эту книгу на предстоящей нам с вами Крестопоклонной седмице (напомню, что не одно только воскресенье, третье от начала Великого поста, посвящено Кресту, но и следующая за ним седмица), мы встретимся со святителями Феофаном Затворником, Иннокентием Московским, Филаретом Московским (Дроздовым), со святым праведным Иоанном Кронштадтским, с древними учителями христианства и со старцами Оптиной пустыни.

«Да будет известно всем и каждому, что без сораспятия нашего Господу и Спасителю решительно невозможно участвовать нам и в воскресении с Ним, ибо естественная жизнь наша во грехе и страстях так противоположна истинной жизни нашей в Боге, как ночь противоположна дню» — это из проповеди другого святителя Иннокентия, епископа Херсонского и Таврического. Читая, мы понимаем: крест — это не что-то отдельно от нас стоящее или лежащее на аналое, нет, это то, что каждому из нас суждено, дано. И в то же время «Господь во время крестных страданий оставил на Кресте свет и любовь, поэтому от креста излучаются лучи благодатного света и Божественной любви. Благодатный свет, от креста исходящий, жжет злобную темную силу, а любовь всех объемлет» (схиигумен Савва (Остапенко)).

***

Молитва Ефрема Сирина, краткая, простая, таинственная, коленопреклоненная, много раз повторяемая священником в полутемном храме, задающая тон постовым седмицам, исстари особо любимая русским православным человеком… А отчего любимая? Оттого, отвечает святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), «что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, ставшего причастником ума Христова. Отсюда такая власть, такое действие на сердце христианское этой молитвы».

Важно не только почувствовать настрой этого короткого текста, но и до конца понять его смысл. Почему святой Ефрем использует слово «дух», почему не просто — «не дай мне праздности, уныния…», а именно «дух праздности, уныния, любоначалия… не даждь ми»? Что есть праздность и празднословие, почему именно они так опасны? Вместе со святителем Лукой мы поднимаемся по лесенке перечисленных в молитве добродетелей — целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, «которая есть исполнение всего закона». Наконец, мы вникаем в заключительное прошение «…даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Всё это — в небольшой книжке «Толкование на молитву Ефрема Сирина» (М.: «Пересвет», 2017).

***

Молитве святого Ефрема Сирина посвящена и другая книга — Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Она вышла в издательстве «Никея» и также поможет нам понять, что такое любоначалие и что есть его противоположность — смиренномудрие. Владыка Иларион обращает внимание читателя на то, что вся современная цивилизация по духу своему противоположна этой древней молитве; она отвращает человека от тех христианских сокровищ, которые  поименованы в ней. Но христиане неподвластны этому мейнстриму — у них  другая дорога. «Святая Четыредесятница,— пишет Митрополит Иларион,— это особое время, когда Господь призывает нас принести достойные плоды покаяния. Будем же приносить эти плоды, будем молиться Господу о том, чтобы Он дал нам видеть наши прегрешения и не осуждать братьев наших».

***

Правдолюбовы — фамилия, которая навсегда уже вписана в историю Русской Церкви. Четверо Правдолюбовых прославлены в сонме ее новомучеников и исповедников. Книга «Путеводитель по Великому посту» (М.: «Отчий дом», 2017) составлена из трудов представителей трех поколений этой священнической семьи, а открывает ее уникальный человеческий документ, письмо священноисповедника Сергия Правдолюбова, написанное в 1944 году на так называемом трудовом фронте, куда он был отправлен после Соловецкого лагеря — в каменоломнях поселка Малеево Рязанской области. Письмо, которое можно назвать духовным завещанием (отец Сергий имел основание полагать, что не вернется домой), озаглавлено «О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Таин»; адресовано оно детям и внукам автора.

Священноисповедник Сергий называет пост (всякий из постов, не только Великий) мирным ударом по нашей благополучной и оттого сонной жизни — отличая его таким образом от ударов немирных, от обрушивающихся на нас бед и скорбей. Он подчеркивает, что пост не имеет смысла, если мы постимся лишь телесно, но не духовно; если мы, ограничивая себя в пище, не боремся с грехом в себе: «Если у тебя есть грешная привычка судить и осуждать ближнего — то вот, настал Великий пост, положи доброе начало, брось эту привычку…». Тех, кто боится трудностей поста, отец Сергий поддерживает, объясняя, что подвиг со временем превращается в поведение, и это поведение приносит истинную радость. Книга, заслуживающая, безусловно, отдельного разговора, содержит также великопостные проповеди протоиерея Анатолия Правдолюбова (1914–1981) — сына священноисповедника Сергия, и его внука, протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком­Голенищеве.

***

Наконец, обратим внимание на вышедшую в «Никее» книгу бесед протоиерея Алексия Уминского «Великий пост. Объяснение смысла, значения, содержания». У отца Алексия — свой стиль проповеди, свой метод обращения к сердцу слушающего: его отличают ясность, простота, живость… и вместе с тем — предельная серьезность, потому что речь — о главном: о нашем спасении и Спасителе: «Слово "вера" имеет один корень-то для себя получить или, в крайнем случае, только что-то внешнее исполнить, то какая же это вера? Именно верностью Богу проверяется наша вера, то есть следованием за Ним до конца».

Великий пост — это наша возможность глубоко пережить евангельские события и задать себе вопрос: следую ли я за Спасителем до конца, до Креста, до Гроба, до Воскресения?..

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.