+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Отклик на призыв Божий
Просмотров: 1713     Комментариев: 0

В наши дни Православная Церковь переживает уникальный период своей истории: появляется множество новых храмов, собираются и организуются приходские общины — и везде люди ждут пастырей. О том, как готовят будущих священников, мы побеседовали с игуменом Варфоломеем (Денисовым), первым проректором Саратовской православной духовной семинарии.

Плоды воспитания

— Уже достаточно давно оте­чественная система образования подвергается реформированию. И вузы, и школы основной целью своей деятельности объявляют «оказание образовательных услуг». Имеет ли отношение эта тенденция к духовным учебным заведениям?

— Нет! У нас есть большое преимущество перед светскими вузами: наш учебный процесс одновременно является еще и воспитательным. Если студент светского учебного заведения изучает какие-то дисциплины, чтобы потом их применить в работе, то семинарист изучает учебные предметы, чтобы применить эти знания в первую очередь к самому себе. Знакомясь со Священным Писанием, человек не может не меняться. Учась в 90-е годы в семинарии, мы часто задавали нашим преподавателям вопрос: «Зачем мы это так подробно изучаем? Простым прихожанам же это не нужно». И нам отвечали: «Это в первую очередь нужно вам. Если вы сами это освоите и пропустите через свою душу, вы изменитесь, и тогда сможете доносить знание о Боге другим людям живо и горячо, а иначе у вас будут просто сухие слова».

— А вообще, возможно перевоспитать взрослого, сложившегося человека?

— Это зависит в первую очередь от него самого, от его желания изменить себя. Мы обычно говорим студентам: «Да, мы делаем всё, чтобы отгородить вас от внешнего порочного влияния, даем вам необходимые знания. Но ваше изменение к лучшему — ваша ответственность». Я знаю несколько человек, которые, поступая в семинарию, были не очень хорошими в нравственном смысле людьми. Однако за время учебы они настолько переродились — просто небо и земля! Сейчас они служат на приходах. Впрочем, также мне известны случаи, когда человек, наоборот, деградирует в семинарии. Он не занимается собой, а все внешние факторы, направленные на его воспитание, воспринимаются им агрессивно: «Вы ущемляете мою свободу, зачем мне это надо?!». Чаще всего мы с такими людьми расстаемся.

— Бывает ли так, что вы еще при поступлении видите, что человек ошибся дверью, и как в таких случаях поступаете?

— Иногда даем человеку шанс. Возможно, раньше он жил какими-то иллюзиями о Церкви, о церковном служении. Он видел в храме священников в красивых облачениях, замечал, с каким почтением относятся к ним прихожане, и это его привлекало. Здесь мы открываем такому студенту всю картину предстоящего пастырского служения и смотрим, как он отреагирует. Либо он поймет, примет, и его душа захочет идти этим трудным путем, либо скажет: «Это не мое, я не готов на такие жертвы, я хочу жить, как все». Главный принцип, который я для себя из опыта работы определил, — вспоминать слова Христа: Не вы меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). То есть попытка человека поступить в семинарию — это отклик на призыв Божий; другое дело — сможет ли он до конца следовать божественному призванию?

— Возможно ли научить быть священником? Или это дело Божиего произволения?

— Это результат преподавательской работы, человеческой воли и божественной благодати. За четыре года мы можем дать базу знаний, направление развития, а дальше все приходит с опытом. И в идеале человек должен становиться священником, когда этот опыт у него имеется и теория перешла в практику. Церковные каноны не разрешают рукополагать в священнослужители совсем молодых людей. Будущий пастырь должен созреть по-человечески и самостоятельно пройти путь духовного взросления.

— Каждый год в семинарию поступает около двадцати учащихся. Сколько обычно доучивается?

— По-разному. Были годы, когда мы отчисляли до половины курса, а иногда за год уходят 1–2 человека. Это зависит от самих людей, и не в последнюю очередь в целом от состава курса. Есть воспитанники, которые всех вокруг себя объединяют, показывают прекрасный нравственный пример, а есть те, кто наоборот — разлагает и развращает.

— Чаще студенты сами уходят или их отчисляют?

— Отчисляют.

— Вы воспринимаете это как свое личное поражение?

— Нет. Мы уважаем человеческую свободу. Создать студенту стерильные условия, где воспитывают и преподают только ангелы и святые, мы не можем. Человек сам должен что-то преодолеть, прожить какие-то проблемные ситуации — например, когда дежурный помощник проявил чрезмерную строгость. Если семинарист при первых же трудностях бежит писать прошение об отчислении, то как он будет жить дальше? Ведь в жизни, бывает, встречаются гораздо более жестокие люди и серьезные проблемы. Да, мы, безусловно, видим какие-то свои недоработки. Тем не менее мы понимаем, что Господь дал всем способность к рассуждению, и каждый семинарист должен осознавать ответственность за свои решения, за поступки, которые привели к такой ситуации. Поэтому полностью вину мы на себя возлагать не можем.

У нас хорошо работает система индивидуальных наставников — у одного наставника от пяти до восьми воспитанников. Два-три раза в неделю наставник приходит в семинарию, собирает свою группу, они вместе рассматривают учебные задания по предметам, письменные работы, общаются, посещают театры, музеи — он своего рода «отец» для группы студентов. Для светских образовательных организаций, где обучается большое количество студентов, это роскошь, а у нас это есть. Очень важно, что индивидуальные наставники — это уже люди в сане, они могут поделиться своим опытом, сами прошли все эти ступени обучения и становления. Все проступки, которые мы рассматриваем как негативные, обсуждаются на воспитательских совещаниях, вырабатывается общее мнение наставников и преподавателей по каждой ситуации. И даже по учебному процессу мы отметили, что когда институт наставничества был введен, у нас значительно сократилось количество неаттестованных студентов.

 Заправлять кровать тоже нужно уметь

— Один из ваших выпускников рассказывал, что когда он поступил в семинарию, ему многие светские знакомые завидовали, считая, что он выбрал «доходное» поприще. На самом деле, у него были другие мотивы для поступления, но тем не менее встречаются ли сегодня среди тех, кто к вам поступает, люди с корыстными побуждениями, ищущие «прибыльного занятия»?

— Сегодня таких среди поступающих уже нет, и более того, есть люди, которые отказываются от поступления, зная, какая нелегкая в материальном смысле жизнь их ожидает. Стереотип «богатого батюшки» родился в 90‑е годы, когда было мало духовенства. Тогда можно было встретить некоторые излишества. Сегодня заработок духовенства в обычных рядовых приходах ниже среднего по региону, и священническое служение никак не является «прибыльным занятием». Более того, поступая в семинарию и становясь затем священником, человек лишает себя отчасти свободы выбора места служения — как в армии. В Церкви существует дисциплина: ты едешь служить туда, куда архиерей посчитает нужным тебя направить, где, по его мнению, ты будешь нужен и полезен. Эта несвобода в плане выбора места жительства тоже многих пугает. И на моей памяти подававшие надежды выпускники воскресных школ, алтарники, пономари, зная эту сторону священнической жизни, порой склонялись в своем выборе в сторону светского образования.

 — Есть такое выражение: «Армия — зеркало общества», то есть молодые люди, приходя на службу, приносят с собой все проблемы, существующие в социуме. Можно ли так же сказать и о семинарии? Какие проблемы общества можно заметить в поведении абитуриентов?

— Установку на потребительское отношение, стремление к наслаждениям, зависимость от социальных сетей, отсутствие трудолюбия. Если люди из сельской местности по большей части готовы к труду, к послушаниям, то городские жители значительно меньше к этому расположены. Но вместе с тем к нам в основном все-таки приходят люди, желающие победить все эти пороки. Бывающие у нас преподаватели светских вузов говорят: «У вас совсем другие студенты — другое поведение, отношения, взгляды, даже лица другие. И обстановка тоже иная — более спокойная, размеренная». Мы так же, как и другие преподаватели, боремся за то, чтобы оторвать студентов от гаджетов, чтобы привить им хоть какие-то элементы аскетизма, воспитать их в самом простом бытовом смысле: научить заправлять за собой кровать, вставать и ложиться вовремя. Очень много парней из неполных семей — и даже из полных — не получили полноценного отцовского воспитания. К сожалению, нам приходится восполнять этот пробел, часто в очень неприятных ситуациях. Бывает, студенты обижаются: пришли учиться богословию, а тут их кровать заставляют заправлять!

— Правда ли, что в советское время не принимали в семинарию, если человек не служил в армии?

— Такой практики не было, но когда ты поступал в семинарию, тебя в ближайшее время вызывали в военкомат. Там с тобой проводили разъяснительную беседу, отправляли в армию, а затем, в воинской части, «прорабатывали» уже перед сослуживцами. Поэтому, как правило, в семинарию поступали уже побывавшие в армии люди. При этом я считаю, что срочная служба, конечно, многое дает тем, кто учится или хочет учиться в семинарии: не только приучает к дисциплине, но и дает возможность сравнения. Когда я поступил в 92-м году в семинарию, казалось, что жизнь там тяжела: ранний подъем, богослужебные черёды, дежурный помощник контролирует время прихода, и если ты опоздал, может назначить на дополнительное послушание. Спустя год меня призвали в армию. Когда мы пересекли границы воинской части, из окон высунулись коротко стриженные головы старослужащих, приветствовавших нас нецензурными словами, — и вот тогда семинария мне вспомнилась как рай. Этот контраст помогает человеку оценить пользу духовной школы.

— Читала, что в девятнадцатом веке семинаристам в обязательном порядке преподавали медицину и агрономию. Это было необходимо, чтобы на будущем месте своего служения — а это, как правило, были сельские приходы — священник мог элементарно выжить. Есть ли сейчас какие-то не богословские дисциплины, необходимость в преподавании которых будущим пастырям появилась именно в современных условиях? Например, учите ли вы семинаристов проповедовать в социальных сетях?

— Таких специальных дисциплин нет, и я не сторонник их введения. Нет ничего лучше, чем просто полноценно научить священника тому делу, к которому он призван. Когда мы стали входить в болонскую систему образования, в нашем обиходе появилось такое понятие, как компетенции. Возник вопрос о том, какими компетенциями должен обладать выпускник духовной школы. Мы долго обсуждали эту проблему и поняли, что слишком многого ждем от выпускников. Священник должен обладать навыками церковного пения — в консерватории вокалу учат 4–5 лет, а у нас это лишь часть образовательного процесса; чтобы хорошо понимать текст Священного Писания, надо знать древние языки — на их изучение уходит еще несколько лет; священник должен ориентироваться в церковной архитектуре и строительных работах, разбираться в кадровых вопросах, в юридических и так далее. Как можно уместить весь этот комплекс дисциплин в программе четырехлетнего обучения? Это нереально. Мне кажется, главное, чтобы образование, которое здесь получает человек, помогло ему изменить себя, стать истинным христианином и пастырем, любящим свою паству. Люди это почувствуют и во всем остальном помогут. А если батюшка будет сам браться за все подряд, пусть даже и со знанием дела, он забудет про основной долг. Есть такие примеры: священники, которые буквально живут в социальных сетях и забывают при этом про живых людей прихода; успешно занимаются строительством, но обделяют вниманием своих прихожан. Мне кажется, это неправильно. Главная задача — спасать души, приводить ко Христу тех, кого Господь непосредственно к тебе приводит.

— Отец Сергий Кляев, руководитель Межъепархиального женского духовного училища, рассказывая о нем, всегда подчеркивает, что там готовят не просто регентов: девушки-выпускницы еще и прекрасные жены — самостоятельные, ответственные, организованные. А вы как-то своих выпускников готовите к будущей семейной жизни? Какие из них мужья получаются?

— Думаю, что человек, который глубоко изучает христианство, во всех областях своей жизни будет на высоте, в том числе и в семейной. Ведь семья — это в первую очередь отношения: мужчины и женщины, родителей и детей. Если человек воспримет в свою душу Евангелие, то в этих отношениях будет поступать как должно. На мой взгляд, не надо каких-то специальных курсов в семинарии вводить по психологии семейной жизни — просто будь хорошим христианином. Когда Бог будет на первом месте, то и все остальное будет на своих местах.

Главная аудитория

— У студентов есть какое-то особое отношение к своему семинарскому храму?

— Храм — это душа семинарии и ее главная аудитория. Семинаристам в первую очередь нужно научиться молиться — осознанно, с пониманием смысла, который вкладывали авторы в эти тексты, — и полюбить молитву. А во вторую очередь они должны научиться петь, хорошо читать на церковнославянском языке, прислуживать в качестве пономарей, говорить проповеди. Сначала проповедь произносится на вечерней молитве, где присутствуют только учащиеся и дежурный помощник, чтобы студент не так смущался. Дальше задача усложняется: старшие семинаристы произносят проповеди в воскресные дни, на двунадесятые праздники, когда в храме присутствуют и прихожане. Такой опыт необходим будущим пастырям.

Я всегда с теплотой вспоминаю свой семинарский храм в честь Покрова Божией Матери при Московской духовной академии, особенно богослужения Великого поста, которые часто в приходской практике остаются незамеченными. Время вечерней молитвы, в храме полумрак, такая тишина, будто бы ты один молишься, происходит твоя встреча с Богом. Вспоминается волнительный опыт своих первых проповедей перед аудиторией в несколько сотен студентов. Но главным для меня в семинарском храме все-таки был опыт осознанной молитвы.

— Вы упомянули про свои семинарские годы, про незабываемое чувство на вечерней молитве. А что еще в них было особенного, запоминающегося?

— В семинарии ты не только приходишь на занятия — ты там живешь. И запоминается в целом эта общая жизнь: общение с однокурсниками, диспуты, общие послушания, когда привозят, к примеру, несколько фур арбузов, и вы их вместе разгружаете. Это такая жизнь, которая по-настоящему делает людей братьями. Ты со своими родственниками иногда жил меньше, чем с этими людьми. Начало 90‑х годов, когда я учился, было временем духовного подъема. Тогда был особый огонек в глазах приходящих в храм людей, был огромный неподдельный интерес в Церкви, и при этом не было в открытом доступе почти никакой духовной литературы. Достать даже Священное Писание было очень трудно, это была редкость. Люди приходили в семинарию и не знали ничего из богословских дисциплин! И когда для них открывалась семинарская библиотека, они с такой увлеченностью читали, разбирались во всем, впитывали в себя… Сейчас гораздо меньше этого горения — люди информацией и так перенасыщены.

— Выпускники Саратовской семинарии поддерживают отношения между собой? Есть ли у вас встречи выпускников, как в школах?

— Ваш вопрос обусловлен традиционным представлением о светских учебных заведениях: люди выпустились и разлетелись по городам и весям. А я выпускников семинарии вижу чуть ли не каждый день, зачем нам как-то специально встречаться? Мы же в одной епархии служим! В начале 90‑х, когда семинария была только воссоздана, здесь учились люди с разных концов бывшего Советского Союза. И вот у первых выпускников как раз подобные встречи происходят. Среди них уже есть архиереи — Митрополит Пензенский и Кузнецкий Серафим и Епископ Шахтинский и Миллеровский Симон. А для нас постоянные встречи — повседневная жизнь.

ВИДЕО

Газета «Православная вера» № 09 (629)

[Беседовала Ольга Бытко]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Что такое доброта? Это свойство души, не позволяющее остаться равнодушным при виде беды другого человека, готовность быть рядом, когда это необходимо, помогать словом и делом, если в том есть нужда. Нам всем хотелось бы, чтобы нас окружали именно такие люди, чтобы в мире добрых людей было как можно больше. И конечно, мы бы хотели, чтобы такими были наши дети. Но как человек становится добрым? Это врожденное качество или его можно привить? Об этом накануне Всемирного дня доброты, который отмечается 13 ноября, мы поговорили со священником Ярославом Коздринем, духовником Покровской православной гимназии

Просмотров: 1548
Комментариев: 0

Саратовской православной духовной семинарии исполнилось в этом году 190 лет. О ее сегодняшнем дне, о проблемах духовного образования, о том, чем должны стать для молодого или не очень молодого, но избравшего духовную стезю человека годы обучения в семинарии, мы беседуем с первым проректором СПДС игуменом Варфоломеем (Денисовым)

Просмотров: 9136
Комментариев: 0

Вместо класса — своя комната, вместо учителя — мама. Вместо ранних подъемов и изнурительных занятий — гибкий график и масса свободного времени. Стресс перед контрольными, слезы из-за плохих оценок, травля одноклассников — всех этих тяжелых реалий школьной жизни нет при семейном образовании. Эта форма обучения детей в нашей стране с каждым годом набирает обороты. Елена Мизюк пообщалась с родителями, взявшими ответственность за образование своих детей на себя, чтобы понять, какие преимущества дает надомное обучение и есть ли у него подводные камни

Просмотров: 2178
Комментариев: 1

13 августа 2019 года скончался один из старейших преподавателей Московской духовной академии и семинарии, выдающийся философ Николай Константинович Гаврюшин.
Николай Константинович являлся профессором Московской духовной академии, на протяжении многих лет преподавал философские дисциплины. Он неоднократно посещал Саратов, был гостем Пименовских чтений и Дней славянской письменности и культуры в Саратовской области.
В память об этом замечательном человеке предлагаем вашему вниманию его доклад, представленный в 2012 году на пленарном заседании X Межрегиональных Пименовских чтений

Просмотров: 3140
Комментариев: 0

Сегодня у нас вошло в стадию нормального подросткового бунта поколение детей, родители которых в 90-е годы минувшего века переступили порог храма впервые, многие в достаточно зрелом возрасте, замирая от страха и восторга, а кто-то и от стыда. Ни у кого из них не было настоящего церковного детства, не было опыта детской веры. Поэтому когда у поколения неофитов первой волны появились дети, которые — слава Богу — растут при храме, их воцерковленные родители вынуждены были изобретать велосипед, заново искать ответы на вечные вопросы. Некоторые семьи поделились с нами своим опытом.



Просмотров: 1355
Комментариев: 0

В старинном, многие годы пустовавшем здании на улице Лермонтова, 14 непривычная суета: протирают окна, моют полы, с первого этажа доносятся звуки рояля, а в воздухе — запах недавно завершившегося ремонта. Совсем скоро в этих вековых стенах из красного кирпича снова закипит жизнь — сюда переедут воспитанницы саратовского Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы

Просмотров: 1733
Комментариев: 0

«У духовных школ есть своя особенность: мы готовим пастырей и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Вот почему наш выпускной акт несколько отличается от выпускного в любом другом учебном заведении. Во-первых, мы собираемся в храме для совместной благодарственной молитвы к Богу, Подателю жизни и всех благ. Во-вторых, напоминаем, что ваша учеба не окончена: если вы хотите успешно и добросовестно нести свое служение, вам предстоит учиться всю жизнь. И в-третьих, с большинством из наших выпускников мы не расстаемся. Мы видим в тех, кто принял или готовится принять священный сан, своих собратьев и сослужителей. Мы готовы и дальше делиться с вами своим опытом, отвечать на вопросы, помогать друг другу в том служении, которое требует всей жизни человека без остатка…» — с такими словами обратился Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин к выпускникам на торжественном акте, посвященном двадцать четвертому выпуску Саратовской православной духовной семинарии.

Просмотров: 1212
Комментариев: 0

Мимо костюмерной проносится толпа нарядных ребятишек — до выступления еще целых полчаса, можно поиграть. Вот только мамы почему-то переживают: то бант подбегут поправить, то кружева на платье. Из актового зала доносится стройное пение — это взрослые репетируют. Вот они всегда волнуются — неужели до сих пор не привыкли к сцене, или тут кроется что-то еще?

Просмотров: 1222
Комментариев: 0

На День открытых дверей в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, который прошел 17 февраля, собралось более ста человек — школьники и выпускники из Саратова и области. Для будущих абитуриентов это возможность представить себя в стенах учебных заведений, погрузиться в их атмосферу, понять, как они будут себя здесь чувствовать, «примерить» образовательную программу, а главное — понять, чего от них ждут наставники, чтобы прийти на вступительные испытания, полностью к ним готовыми

Просмотров: 1035
Комментариев: 0

Как помочь детям пережить подростковый период? Почему некоторые воспитанники воскресных школ уходят из Церкви? Нужен ли в православной гимназии греческий язык? Что делать, если подросток слушает рэп? На эти и другие вопросы ответила гость XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений Татьяна Юрьевна Смирнова — заведующая сектором образовательных учреждений Московской епархии, директор православной школы «Образ»

Просмотров: 2293
Комментариев: 0

Белые банты, разноцветные букеты, радостные лица и крепкие объятия — воспитанники Свято-Покровской православной классической гимназии встретились со своими одноклассниками и классными наставниками после летних каникул

Просмотров: 1535
Комментариев: 0

Первое сентября для студентов Саратовской православной духовной семинарии и воспитанниц Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы началось с Божественной литургии в семинарском храме. Богослужение возглавил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 1742
Комментариев: 0

Кто такой священник? На этот вопрос по-настоящему может ответить, наверное, только он сам. И, пожалуй, чем больше опыта служения, тем точнее и глубже будет ответ. Однако интересно, что могут сказать об этом те, кто только-только окончил семинарию, кто прошел по выбранному пути всего несколько шагов, кто только начал соединять в себе самом теорию и практику? Мы побеседовали с нынешними выпускниками Саратовской православной духовной семинарии в священном сане

Просмотров: 1693
Комментариев: 0

Совсем недавно для выпускников по всей стране прозвенел последний звонок. Школа позади, наступает ответственный и волнительный момент: вступление во взрослую жизнь и принятие одного из самых судьбоносных решений — выбор будущей профессии. И здесь важно не ошибиться. Опыт многих людей, ставших выдающимися специалистами, показывает, что главное в этом деле — следовать зову своего сердца. В Саратовском межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы таких историй о выборе сердцем знают немало. Порой девушки на полпути оставляли учебу в престижных вузах и выбирали духовное образование, ощущая в себе призвание к музыке и желание служить Богу. Обучаться регентскому мастерству сюда приезжают со всей России

Просмотров: 1732
Комментариев: 0