+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
От смоковницы до Креста
Просмотров: 826     Комментариев: 0

Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой, в переводе с церковнославянского языка «неделя страданий» — время, в которое Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение. В эти дни христиане призываются к усиленной молитве и усугублению подвига поста. С благоговейным вниманием Церковь следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведя нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути — от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на Кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения.

Все дни Страстной седмицы называются великими и особо почитаются Церковью. «Все дни, — говорится в синаксаре (поучении) на Великую Субботу, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы — Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы — сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя».

Все содержание служб этого времени направлено на то, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Каждый православный христианин должен по возможности побывать на всех службах в дни Страстной седмицы, потому что каждая из них — неповторима, особенно важны богослужения с вечера Великой Среды. Без участия в них невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова.

Великий Понедельник

 

Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет. Его страдания на чужбине явились прообразом страданий Спасителя. Кроме того, в этот день (богослужение Великого Понедельника начинается в воскресенье вечером) вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы. Толкователи видят в этом аллегорическое указание на лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния и плодов веры, молитвы и добрых дел.

Вот как говорит о Великом Понедельнике в своей проповеди митрополит Сурожский Антоний: «Тема о суде Божием. <…> По-гречески суд называется “кризис”: мы сейчас — и в течение всей истории — находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами. <…> Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстнЫх переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? — и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены…».

В Великий Понедельник на утрене впервые поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа…». Эта молитва будет звучать в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию.

Великий Вторник

 

Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в нем и вне его. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Господа и понимая, что Он говорит о них, старались схватить Его и убить. Но напасть открыто не решались, боясь народа, который почитал Иисуса как пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчи Христа о десяти девах и о талантах и продолжает начатое в понедельник повествование о втором пришествии Христовом. Эти воспоминания призывают верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, к делам милосердия, которые Господь принимает как услугу Себе Самому: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40).

В эти дни, как напоминал пастве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них — нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом». Одним из главных грехов Патриарх называл уныние. «Как часто нам кажется, что жизненные испытания для нас непосильны, и впадаем в уныние, но Господь не посылает креста выше сил, — говорил он. — Нужно стараться преодолеть грехи, к которым привыкли, видеть свои недостатки и не осуждать ближних. <…> Только тогда придет особая пасхальная радость».

Великая Среда

 

В Великую Среду вспоминается жена­грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на трапезе в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (стоимость раба в то время).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди на Великую Среду предлагает нам поразмышлять о предательстве, обратившись к примеру Иуды, который за деньги «продал» Спасителя. «Предательство — это то, что поражает нас неожиданно… — отмечает он. — Многие говорят: “Я способен или способна простить всё, кроме предательства”, потому что предательство ранит душу так, как ни один другой человеческий порок. <…> …что же остается предаваемому человеку? Остается лишь одно — вспомнить Иуду. Предательство всегда оборачивается крахом того, кто предает, поскольку тот, кто предает, предает себя Божиему суду. Это тот случай, когда человеческий суд чаще всего беспомощен. <…> И потому, когда мы сталкиваемся с этим страшным человеческим грехом, мы должны отразить его простыми словами: предаю тебя в руки Божии…».

В этот день на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться, чтобы должным образом подготовиться к Чистому Четвергу.

Великий Четверг

 

Церковь вспоминает в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил новозаветное Таинство Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные по традиции причащаются Святых Христовых Таин.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, перед Тайной вечерей умывшего ноги Своим ученикам.

После Тайной вечери мы вслед за Господом следуем в Гефсиманский сад и там становимся свидетелями Его проникновенной молитвы, в которой Он несколько раз обращается к Своему Небесному Отцу: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, показывая этим, что Он знает, какие страдания ожидают Его. Мы видим Его скорбь и капли кровавого пота, выступившие от неимоверного напряжения.

«Не будем, дорогие мои, забывать о гефсиманских страданиях нашего Спасителя, — обращается к нам с пастырским словом архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Они имеют особое духовно­жертвенное значение. Именно в уединенной гефсиманской молитве Начальник нашего спасения проявил послушание воле Отца Небесного и принес крепкую молитву о нашем спасении. Страдания Господа имеют для нас искупительное значение. Они были из-за нас и ради нас. Своими внутренними, духовными страданиями Христос очищал наши внутренние нечистоты, заглаживал нашу виновность пред Богом, молил о помиловании нас… <…> Мы теперь свои, родные и близкие Богу… Мы теперь можем обращаться к Нему, молиться Ему, приносить свое личное покаяние с уверенностью, что Бог нас слышит и не отвернется от нас, какими бы тяжкими грешниками мы ни были. Мы можем! Потому что по Божественной любви ко всем людям испил Господь горькую чашу величайших страданий».

Из Гефсимании Христос Спаситель идет на суд к первосвященникам, к Пилату и затем на Голгофу. К душевным страданиям Его прибавляются и физические муки.

Великая Пятница

 

Самый тяжелый, скорбный день года посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь становится к подножию Креста Христова. Вместе с Божией Матерью, женами-мироносицами, апостолом Иоанном Богословом мы взираем на страшные муки Спасителя.

Вот как описывает эти события святитель Игнатий (Брянчанинов): «На это зрелище смотрели не одни человеки — смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для них зрелище; оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько горькую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившимся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном».

На утрене Великого Пятка (она служится в четверг вечером) читаются двенадцать Евангелий Святых Страстей — двенадцать отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Его распятии.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются царские часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00) — в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря, который в переводе звучит так: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе», священнослужители поднимают плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола храма, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся совершают поклоны перед плащаницей и лобызают прободенные ребра, руки и ноги изображенного на ней Господа.

Великая Пятница — день строгого поста, когда христиане, по возможности, до выноса Плащаницы вообще воздерживаются от пищи.

Великая Суббота

 

На утрене Великой Субботы (в пятницу вечером) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. На этой службе совершается чин погребения плащаницы — в память о положении Спасителя во гроб.

В Великую Субботу совершается Литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием перед плащаницей читаются пятнадцать паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, его Воскресению, искуплению рода человеческого от греха и смерти. После шестой паремии — о чудесном переходе евреев чрез Чермное море — поется песнопение «Славно бо прославися». Чтение паремий завершается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе крещения. Это пение и чтение служит воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую Субботу оглашенных. По чтении Апостола поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа. Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча».

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. Начинается Светлая пасхальная заутреня…

«И вот еще одно погребальное шествие совершено, и в эту землю легло бессмертное, нетленное, пречистое Тело Иисусово, — описывает значение этого дня митрополит Сурожский Антоний. — И земля дрогнула, и все изменилось, до самых недр ее. Как зерно пшеничное, легло Тело Иисусово в эту землю, и, как огонь Божественный, сошла Его пречистая душа в глубины ада, и сотрясся ад. И теперь, когда мы предстоим перед Гробом, в глубинах той тайны отвержения, которую мы называем адом, совершилось последнее чудо: ад опустел, ада нет, потому что в самые его глубины вошел Господь, соединяя с Собой все. <…> …и уже трепетна земля, уже мир полон дыханием бурным Воскресения, уже воскрес Господь, уже восстала Матерь Божия, уже победа над смертью одержана, уже мы можем петь Воскресение перед лицом гроба, где лежит многострадальное Тело Иисусово. Христос победил смерть, и мы эту победу сейчас будем воспевать ликующе, ожидая момента, когда и до нас дойдет эта весть, когда загремит в этом храме победная песнь о Воскресении Христовом».

Словарь Страстной седмицы

 

Благодатный огонь —

огонь, возникающий таинственным и чудесным образом на Гробе Господнем каждый год в Великую Субботу. Считается, что нисхождение огня происходит по молитвам верующих; у Гроба Господня в это время находится только Патриарх Иерусалимский. Получив Благодатный огонь, Патриарх зажигает пучки свечей (по 33 свечи в каждом, по числу лет земной жизни Спасителя) и передает присутствующим в храме. Ежегодно Благодатный огонь доставляется из Иерусалима во все епархии Русской Православной Церкви.

Благоразумный разбойник —

один из двух разбойников, распятых на Голгофе вместе с Иисусом Христом, раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что будет пребывать с Ним в раю.

Гефсимания —

сад в окрестностях Иерусалима, где до кровавого пота молился Господь перед тем, как был арестован и отведен на суд.

Голгофа (от евр. «череп, лоб») —

холм, на котором был распят Иисус Христос; по преданию, на Голгофе был погребен Адам. Во времена Иисуса Христа Голгофа находилась за пределами Иерусалима, теперь это место находится в центре западной части города.

Гроб Господень —

небольшая пещера, в которой после распятия был погребен Иисус Христос. Сохранилась лишь часть пещеры, вокруг самого Гроба выстроена часовня, именуемая Кувуклией.

Паремии (от греч. «поговорка, пословица, притча») —

фрагменты Библии (преимущественно Ветхого Завета), читающиеся за богослужением. В паремиях даются прообразы празднуемого Церковью события. На утрене Великой Субботы читается 15 паремий, в которых вспоминается весь долгий путь человечества к Воскресению.

Плащаница —

большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. По периметру плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи». Вынос плащаницы и чин ее погребения — два важнейших бого­служения Страстной седмицы.

Служба «двенадцати Страстных Евангелий» —

утреня Великой Пятницы, совершаемая вечером Страстного Четверга и посвященная страданиям и смерти Спасителя. Содержит в себе фрагменты, выбранные из всех Евангелий и разделенные на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие призываются вместе с Господом бодрствовать в эту ночь. В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают скорбь по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.

В оформлении использованы фото фресок Свято-Троицкого собора г.Саратова.
Фото Андрея Гутынина

Газета «Православная вера» № 07 (627)

[Подготовила Ольга Протасова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.