+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
От Адама до Иосифа
Просмотров: 2132     Комментариев: 0

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

На вопросы о земной родословной Господа нашего и Спасителя, о ее значении для нас, сегодняшних христиан, отвечает Алексей Кашкин — заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, наш давний и постоянный собеседник.

— Алексей Сергеевич, для начала напомним читателям, что родословие Иисуса Христа содержится также в Евангелии от Луки (3, 23), но там оно изложено иначе: не вниз, а вверх по течению времени, в прошлое, и не до Авраама, а до Адама, и затем — Самого Создателя. А почему это было так важно для евангелистов — привести родословную Спасителя? Что они таким образом нам показывают?

— В Ветхом Завете множество родословий, можно сказать, что он весь представляет собой огромное родословное древо. Для древних иудеев родовые записи были очень важны, потому что через принадлежность к своему роду, к одному из двенадцати (по числу сыновей Иакова-Израиля) колен человек чувствовал свою причастность событиям Священной истории, ощущал себя частью богоизбранного народа — народа, о котором Бог сказал праотцу Аврааму: и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя (Быт. 17, 2). Вспомним, как Сам Христос сказал о раскаявшемся мытаре Закхее: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Но главная цель приведенных родословных — показать, что Мессия, Христос, происходит из дома Давидова и из колена Иудина. Ведь именно о таком происхождении Мессии говорят ветхозаветные пророческие обетования: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10). И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11, 1).

— Иосиф не был отцом Иисуса по плоти, Богомладенец зачат от Духа Святого; почему же оба евангелиста, Матфей и Лука, сообщая об этом, приводят родословие Иосифа и как бы никакого противоречия здесь не видят? Лука, правда, оговаривается: был, как думали, Сын Иосифов… (3, 23). Но, если только думали, зачем же родословная мнимого отца? Логичнее было бы изложить родословную Матери.

— Как мы помним, Пресвятая Дева была единственной дочерью Своих родителей, святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, то есть единственной наследницей удела Своего отца. По иудейскому Закону, всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих (Числ. 36, 8). Таким образом, Иосиф и Мария принадлежали к одному племени (роду). Не исключено также, что этот закон в иудейской практике расширился и как бы стал нормой, так, что уже все девушки, независимо от того, являются ли они единственными наследницами своих отцов или есть другие наследники, стали к тому времени выходить за представителей своего клана. Поэтому в данном случае достаточно показать происхождение Иосифа, чтоб подтвердить: он — сын Давидов (см.: Лк. 2, 4). Ветхозаветные родословные — это именно списки мужских имен. Кроме того, праведного Иосифа Обручника Церковь чтит как одного из богоотцев — ведь не случайно именно ему был вручен Сын Божий, доверено Его воспитание. Иосиф спас Его жизнь, увезя Его вместе с Матерью в Египет (см.: Мф. 2, 13–15), Иосиф был хранителем Его детства, он, как и Мария, с великой скорбью искал отрока Иисуса, потеряв Его в Иерусалиме (см.: Лк. 2, 42–50).

— Почему сами перечни имен так различаются? Например, если судить по Луке, отец Иосифа носил имя Илий, а у Матфея он Иаков.

— Есть версия, что Иосиф Обручник был рожден в так называемом левиратном браке. По иудейскому закону, если мужчина умирал бездетным, его брат должен был взять в жены его вдову, дабы восстановить семя брату (см.: Втор. 25, 5; Лк. 20, 28). Илий умер бездетным, и Иаков произвел на свет детей, которые юридически считались детьми Илия, хотя фактически были детьми Иакова. Скорее всего, евангелист Матфей в своей родословной называет имя биологического отца, об этом говорит глагол «родил»; а Лука называет имя отца юридического. А поскольку Илий и Иаков были братьями сводными — сыновьями одной матери, но разных отцов — то и дальше нити родословных расходятся и сходятся только на Зоровавеле. Другие расхождения могут быть объяснены сходным образом или пропуском нескольких поколений (глагол «родил» не всегда означает «был его отцом»; «родивший» мог быть и прадедом, и прапрадедом).

— Почему Матфей спускается по течению времени, начиная от Авраама, а Лука восходит до Адама и Самого Бога?

— Евангелие от Матфея — самое раннее, евангелист писал его для своих соплеменников-иудеев. А греческий врач Лука в самом начале своего повествования обращается к греку Феофилу. И его цель — проповедать Слово Божие всем народам, показать его вселенское значение, родство Иисуса Христа всему человечеству.

— Теперь давайте поговорим о «персоналиях». Кем они были, какими они были — предки Богочеловека? За Адамом, грехопадение которого искупил Своей крестной жертвой «новый Адам» — Христос, следует его сын Сиф…

— Праотец Сиф — родоначальник праведников на земле. Ева родила Сифа после того, как ее первенец Каин совершил первое на земле человекоубийство и был Самим Богом изгнан с земли, дарованной Адаму (см.: Быт. 4, 10–13).. Когда у Сифа родился сын Енос, люди начали призывать имя Господа Бога, то есть начали совершаться первые богослужения (см.: Быт. 4, 26). Седьмой от Адама — Енох: праведник, который ходил пред Богом и был во плоти взят от земли на Небо (см.: Быт. 5, 22–24). Далее среди предков Христа, перечисляемых евангелистом Лукой, мы видим праведного Ноя, который обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8), и семейству которого было даровано спасение во время Всемирного потопа; и затем его сына Сима, который, в отличие от родного брата Хама, имя которого стало нарицательным, проявил уважение к своему отцу (см.: Быт. 9, 20–25). А среди потомков Сима мы видим Фарру, затем праотца Авраама, с которым Бог заключил завет, рожденного им в глубокой старости по обетованию Божию Исаака, затем патриарха Иакова и Иуду — одного из двенадцати сыновей Иакова, родоначальников колен. Иисус Христос — лев от колена Иудина, корень Давидов (Откр. 5, 5).

— Но ведь среди предков Христа не только праведники, не только те, кто почитал истинного Бога. Чего стоит перечень иудейских царей эпохи, предшествовавшей вавилонскому пленению — собственно, по их вине это произошло: Ахаз, Манассия, Амон, Иоаким, Иехония...

— Да, это люди, ответственные за впадение Иудеи в язычество и за вавилонский плен. Раскаяние плененного царя Манассии (см.: 2 Пар. 33, 12) могло спасти лично его, поскольку Господь приемлет покаяние всякого грешника; но не могло уже исправить ситуацию в целом. А возвращение евреев из вавилонского плена и строительство второго Храма произошло благодаря тем праведникам, которые оставались в иудейском народе. И, может быть, благодаря праведным царям Езекии и Иосии — они тоже среди предков Спасителя.

— Хотелось бы также услышать о Зоровавеле…

— Благодаря вождю общины вернувшихся из плена иудеев Зоровавелю начинает отстраиваться город Иерусалим и храм (см.: 1 Ездр. 3). Зоровавель — потомок Давида, вернувшиеся из рабства иудеи связывают с ним не только надежды на возрождение династии, но и мессианские чаяния. В книге пророка Аггея (2, 23) Господь Саваоф говорит: В тот день <…> Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой <…> и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя. Печать в ту эпоху — то, что имело особую ценность, подлежало особому хранению. Зоровавель будет сохранен, как печать, и в потомстве его родится Мессия.

Христос пришел спасти грешников, вот почему среди его земных предков — не только праведники. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Христу должно удивляться не только потому, что воспринял на Себя плоть и соделался человеком, но и потому еще, что порочных людей удостоил быть своими сродниками, не стыдясь нимало наших пороков».

— В родословной, приводимой евангелистом Матфеем, четыре женских имени: Фамарь, Рахава (Раав), Руфь и «бывшая за Уриею» — Вирсавия. И с каждой из этих женщин связана особая история. Хитрая Фамарь, овдовев, обманом приобретает детей (близнецов Фареса и Зару) от собственного свекра Иуды (см.: Быт. 38, 13–30); блудница Раав (см.: Нав. 2) из враждебного Израилю Иерихона спасает собственную жизнь и жизни всех своих родственников, укрыв в своем доме разведчиков Иисуса Навина; моавитянка Руфь подает пример верности народу своего покойного мужа и получает награду в виде счастливого брака с Воозом (книга Руфь); наконец, Вирсавия — это падение царя Давида, это его грех и раскаяние, увековеченное всем известным 50‑м псалмом; однако же от этой греховной связи рождается Соломон, строитель Храма. Но почему эти женщины упомянуты, а другие жены и матери — нет?

— Женщина упоминается там, где события Священной истории пошли по совершенно особому и непредвиденному для людей пути; когда к рождению ребенка привели необычные семейные обстоятельства. Праведные Сарра, Ревекка, Рахиль не упоминаются, потому что здесь все шло по плану: выбор супруги, брак, дети от этого брака. А в этих эпизодах все иначе: Фамарь не должна была беременеть от свекра, Вооз — жениться на иноплеменнице, рожденной в язычестве Руфи, великий Давид не должен был впадать в грех… Но в результате этих непредвиденных событий продолжилась ветка, ведущая к Богочеловеку. Все непредвиденное, вторгающееся в нашу жизнь — от Господа, Промысл Которого для нас непостижим.

Газета «Православная вера» № 24 (619)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 85
Комментариев: 0

Наступил светлый праздник Рождества, и самое время вспомнить старый добрый жанр святочного рассказа. Сегодня на нашей книжной полке — «Рождественские повести» классика английской и мировой литературы Чарльза Диккенса

Просмотров: 811
Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова

Просмотров: 2182
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 1077
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 875
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 843
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 895
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 804
Комментариев: 0

С помощью 40-дневного поста Святая Церковь постепенно подводит нас к светлому празднику Рождества Христова, давая возможность прочувствовать все величие события Боговоплощения, взращивая в нас искреннюю жажду участия в духовном торжестве. И в песнопениях богослужений постепенно, со все нарастающей масштабностью звучат свидетельства о приближении праздника

Просмотров: 1329
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 1614
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 5257
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 4018
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 1716
Комментариев: 1

Где встретить Рождество? У верующего человека такого вопроса даже не возникает — конечно же, в храме! В минувшую рождественскую ночь кто-то отправился в величественный кафедральный собор, кто-то поехал в небольшой сельский храм, а кто-то решил провести рождественские выходные в паломничестве. Впечатлениями от прошедшего праздника делятся священнослужители и прихожане храмов Саратовской епархии

Просмотров: 1220
Комментариев: 0

В пещере не было колыбели, и Богомладенца положили в ясли, из которых пастухи кормили скот. Так с самого Своего рождения Спаситель принял на Себя крест уничижения и страдания, с первых минут Своей жизни Он явил образец смирения — важнейшей христианской добродетели

Просмотров: 2742
Комментариев: 0