+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Одиночество – путь к Богу или реализация молитвы сатаны?
Просмотров: 21149     Комментариев: 9

Сегодня много говорят о разобщенности людей. В суете этого мира проблема человеческого одиночества стоит, кажется, так остро, как никогда раньше. В то же время все больше можно встретить тех, кто к одиночеству сознательно стремится — тяготится отношениями с друзьями, не хочет создавать семью и существует в собственном обособленном внутреннем пространстве, где ему комфортно и даже радостно. Почему для одних одиночество — мука, а для других — блаженство? О том, как христианину правильно относиться к одиночеству, размышляет редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).

Беда или благо?

 

Когда речь заходит об одиночестве, мы частовспоминаем слова Библии: Не хорошо человеку быть одному (Быт. 2, 18). На мой взгляд, не стоит понимать их буквально: вот увидел Господь сотворенного Им Адама и, поняв, что ему чего-то недостает, создал для него помощницу Еву. И Адам, и Ева были в первоначальном творческом замысле Бога, существовавшем еще прежде сотворения мира и чего бы то ни было, что потом начало быть (Ин. 1, 2). Мы не можем объяснить, почему это произошло именно так и почему именно двое, он и она, были сотворены. Можно предположить, по нашему человеческому рассуждению, что одному человеку было бы очень тяжело после отпадения от Бога. Кто-то может возразить: ведь именно Ева искусила Адама, а значит, без нее и грехопадения не было бы. Однако очевидно, что одному человеку совершенно необязателен другой, чтобы искуситься. Адам изначально носил в себе возможность падения, поэтому змий нашел бы другой подход к его сердцу. А вот уже после грехопадения выбираться из того состояния, в котором человек оказался, в одиночку, наверное, было бы тяжелее, поэтому Адам и Ева оказались нужны друг другу.

Чувство одиночества — следствие грехопадения, до него человек был способен постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущать непосредственным образом, что сейчас нам удается очень-очень редко и в самой минимальной мере. Как только человек расторг единение с Богом, он стал одинок. Поэтому сколько бы вокруг ни было помощников или близких людей, пусть даже по-настоящему любящих, внимательных, заботливых, — все равно пока человек живет на земле, одиночество в какой-то степени будет его уделом. Ведь даже самые близкие и дорогие люди, которые нас понимают и дают нам столь необходимое тепло, не могут постоянно быть рядом, не могут в полной мере избавить нас от ощущения одиночества. Потому что в сердце каждого есть такая глубина, на которую вместе с ним ни один другой человек спуститься не сможет. И это глубина не радости, которую мы все-таки можем с кем-то разделить. Это глубина скорби. Когда мы испытываем скорбь, предельную душевную боль, то оказываемся один на один с бездной собственного страдающего сердца. Но именно там человека встречает Господь, и при этой встрече с Богом, при пребывании с Богом одиночество исчезает.

Можно сказать, что способность человека ощущать себя одиноким является огромным благом — ведь именно это чувство должно привести его к Богу. Блаженный Августин писал: «Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем». Бездну человеческого сердца может наполнить только бездна Божества, и только Бог может дать человеку всё, в чем тот испытывает потребность. Так удивительно человек сотворен — он всегда либо будет искать Бога, и в Нем обретать выход из своего одиночества, либо будет от одиночества мучиться и страдать.

Не вопреки замыслу

 

Библейские слова о том, что нехорошо человеку быть одному, относятся в первую очередь к браку, но тем не менее их можно и нужно понимать шире. То, что человек один и у него никого нет, очень часто означает, что он никого не любит, живет сам в себе и сам для себя. Тот, кто любит людей и умеет дорожить ими, как правило, даже если и один в этой жизни, от одиночества не страдает, потому что перед ним весь мир и он чувствует единство с этим миром, Богом сотворенным. А вот когда человек зациклен на себе самом и не замечает находящихся рядом, он становится действительно болезненно одинок.

Бывает, конечно, и так, что человек по-настоящему внимательно к людям относится, у него много близких и друзей, но он не может найти для себя супруга или супругу и страдает. Такое одиночество трудно назвать благим. Но дело в том, что о каждом человеке, без исключения, у Бога есть некий замысел. И этот замысел появился не одновременно с рождением этого человека в мир, а существовал первоначально еще до сотворения вселенной. В этом и заключается вечность каждого из нас: я не только буду всегда, но я в каком-то смысле и был всегда — присутствовал в намерении Божием. Поэтому мучение человека от отсутствия чего-то или кого-то в его жизни происходит по причине того, что он пытается жить вопреки плану Господа о нем. Есть воля Божия, которая дает нам лучшую из тех возможностей, которую мы могли бы обрести в этой жизни. И если мы чего-то не получаем, то одно из двух: либо у Бога какой-то другой план в отношении нас, либо в нас самих есть что-то, что мешает Богу дать нам желаемое и просимое.

Порой живет человек с четко прописанными самому себе установками: я должен создать семью, родить и вырастить детей, посадить дерево, купить машину, квартиру, достичь того-то и того-то на работе. И никак не может какую-то из этих задач выполнить, и мучается от бесплодных усилий. А другой просто старается во всем, что дал ему Господь и на что его деятельность распространяется, в максимальной степени раскрыться. И всё происходит само: и спутник жизни встречается, и с работой всё получается, и с прочим устраивается. Просто когда мы на чем-то одном зацикливаемся, даже на нужном и важном, и начинаем этого от жизни, от Бога во что бы то ни стало требовать, то не получаем. Нужно уметь принимать те дары, которые Господь нам дает, быть за них благодарными, и Он нам даст гораздо больше — возможно, в том числе, и столь нами желаемое. А в том, что человек безапелляционно хочет чего-то такого, что Господь пока не считает для него полезным, заключается суть неверности Богу.

Как же прийти к ощущению одиночества как блага, а не муки? Путь к этому один, обозначенный апостолом Павлом: любящему Бога всё содействует ко благу (Рим. 8, 28). Одни и те же вещи могут человека и созидать, и разрушать в зависимости от его способности или неспособности видеть в происходящем с ним руку Божию, дар Божий.

Одиноки, но едины

 

То, что сегодня многие люди фатально одиноки тем болезненным и не благим одиночеством, от которого сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и погибают, — это не иллюзия. Мир стареет и так или иначе приближается к своему концу — близкому или не очень, — и естественно, что это движение наполнено всеми теми процессами, о которых Господь предупреждает в Евангелии: и умалением веры, и оскудением любви. Наше время характеризуется не просто расцветом самолюбия, а прямо-таки болезненной влюбленностью людей в самих себя. А чем больше любит человек себя, тем более он одинок. Нежелание никого вокруг замечать — реализация в жизни человека молитвы сатаны, можно сказать и так. Мы помним так называемую первосвященническую молитву Христа Спасителя, в которой Он говорит: Отче (...) да будут все едино (Ин. 17, 21). Воля Божия заключается в том, чтобы сотворенные Им люди, по естеству одинокие, были тем не менее едиными в любви, в своей вере в Него и составляли единое целое — Церковь. Но мы знаем, что сатана просил власти сеять этих людей, созданных для единства, как пшеницу (см.: Лк. 22, 31), то есть рассеивать нас в разные стороны, чтобы мы не пребывали друг с другом в Христовой любви. Поэтому тот, кто сам себя от единства отторгает, исполняет как раз это прошение и, безусловно, впадает в очень злое, гибельное состояние.

Почему та молитва, которую Господь дает нам, начинается со слов «Отче наш»? Множество толкователей обращали на это внимание — именно «наш». Не «мой» только лишь — нет, наш. Мы — семья. Только через это понимание, это ощущение человек встает на путь спасения, а пока «мой», «моё», «мне», «меня», он остается вне спасительного пути.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 9 (533)

Комментарии:

19.05.2015 12:57:36  Михаил

Спаси Господи, братья и сестры!

Мне кажется, в рамках православного вероучения есть варианты. Это зависит от характера человека. Есть люди самодостаточные, которым хорошо быть наедине с собой. Это не значит, что они эгоисты. Они могут достаточно активно заботиться о ближнем и достигать в этом жизненных результатов.

Господь знает характер каждого из нас и обязательно поможет нам во всём.

Спаси Господи!

19.05.2015 22:27:42  Palma5419

"Всех люби и от всех беги"-наставляет святой Арсений. И действительно,по себе знаю,чем меньше общения ,тем меньше греха( осуждение, празднословие и прочее). Недаром святые подвижники уходили в пустыню, в леса, в затвор. Одиночество- великое благо, если хочешь чего то достигнуть в духовной жизни. Другое дело,если человек не ставит такой задачи. Амвросий Оптинский писал:" Немало между нами и таких, которые хотят и вечное блаженство получить в Царствии Небесном,и вместе с тем желают и временное иметь счастье и полное благополучие. Но это невозможно..." Так, что нам выбирать...

20.05.2015 11:28:33  Инна Самохина

Уважаемая Palma, так ведь отец Нектарий как раз совсем про другое: не нужна Адаму Ева, чтобы искуситься и пасть (первый абзац данного текста), а, следовательно, грех от общения с людьми возникает по нашему собственному несовершенству. Если мы не можем удержаться от осуждения, обсуждения, привозношения, раздрожения, то значит это мы нехороши. При чем же здесь люди, с которыми мы общаемся?! Отец Нектарий говорит об одиночестве как о благе в том смысле, что это чувство одночества рождает жажду Бога, а уже эта жажда Бога, когда мы стремимся ее утолить богообщением, и дает плоды духовной жизни (абзац третий). А считать людей помехой на пути спасения - не вполне верно. Не могут все уйти в пустыню, в леса, в затвор. Это подвиг избранных, достигших уже определенной степени духовного совершенства. Не стоит упрекать людей за то, что они не стремятся к монашескому уединению и удалению от мира. Тем более, если учесть, что множество монашествующих особенно сегодня подвизается и несет свои послушания в миру, в самой гуще общественной жизни, на оживленных приходах с сотнями прихожан, стараясь каждому уделить пастырское внимание и время, решая множество задач, напрямую не относящихся к их пастырскому и монашескому служению (просто больше некому это делать!). И отец Нектарий в данной статье как раз говорит о том, что христиане не должны гнушаться общением с людьми, потому что иначе не получиться уподобиться Богу, воплотившемуся и пришедшему к людям (в том числе язычникам, разбойникам и блудницам), чтобы послужить им и умереть за них. Сам Амвросий Оптинский, которого Вы цитируете, будучи тяжело больным, лежачим человеком, принимал к себе множество страждущих и всем давал утешение словом, молитвой, сердечной любовью. А разве запрещает Господь семейное счастье и стремление к нему? Христос первое чудо совершил на браке в Канне Галилейской. Разве правильно искать уединения и отказать в любви, внимании и заботе близким своим: мужу, детям, родителям, родственникам? Разве это спасительный путь? Преподобный Амвросий, думаю, здесь имел ввиду другое. Ведь очень часто мы, христиане, ищем удобного христианства, чтобы особо себя не напрягая, живя вольготно, не утруждая себя в том числе и душевной работой любви к ближним, не давая себе и строгих каких-то постных и молитвенных подвигов, все себе прощая, тем ни менее войти в Царство Небесное. Но Царство Небесное, как известно, нудится, и без несения Креста в него не войдешь. А Крест и полное благополучие в земном смысле - невозможны.   

21.05.2015 11:39:20  Михаил

Уважаемые собеседники!

Каждый из Вас излагает свою точку зрения аргументировано. И каждый по-своему прав. Послушайте внимательно: у каждого свой характер и и у каждого свой путь во Христе. Кому-то лучше быть среди интенсивного общения, кому-то лучше быть среди уединения. Господь благословляет и то, и другое. В том случае, если человек действительно ищет в первую очередь Царствия Божия и во всём стремиться к Нему.

Одной формулы для всех не существует. Наш духовный отец говорит так: скольку людей, столько Судеб Божиих.

Спаси Господи. Всем хорошего дня :-).

21.05.2015 14:18:54  Инна Самохина

Михаил, Вы правы. Спрасибо Вам, и с праздником Вознесения Господня!!!

21.05.2015 14:56:34  Михаил

Спаси Господи, Инна.

Вас тоже с Праздником Вознесения Господня!

Поздравляю всех читателей сайта "Православие и современность"!

Всем Ангела-хранителя, помощи Божией во всех благих начинаниях и радости в Господе нашем Иисусе Христе.

23.05.2015 10:01:29  Palma5419

Открыла интернет и с удивлением обнаружила реплику на мой отзыв,да такую агрессивную... Просто с ног на голову все перевернули.Вы ,Инна, не поняли, очем идет речь,я не рецензировала статью,я просто привела мнение великих  подвижников на предмет "одиночества".И речь идет не о спасении души(ее можно спасти в любых условиях,в том числе и в семье, соблюдая заповеди Божии),а о принятии Духа Святого, о великой Святости, которую невозможно достичь,не отказавшись от житейского попечения и не посвятив всю жизнь целиком служению Богу(вспомните слова Господа).Разве в миру это возможно?Поэтому все Великие Святые были монахи.А то ,что Вы приводите  в пример монахов ,служащих в миру (дай Бог им здоровья и терпения с нами)Это воля Божия,они воины Христовы,куда Господь пошлет,там и прославляют Его. Но это ,я думаю, временная мера, и когда"белого священства будет достаточно, они ,наконец,смогут заниматься тем,для чего совершили монашеский постриг.Советую Вам  Инна читать духовные книги святых подвижников(Исаака Сирина и др.) ,а так же Древний патерик,Добротолюбие.Тогда и смирение появится,и уважение к чужому мнению. Храни Вас Господь.Кстати, Амвросий Оптинский не сразу посетителей принимать стал,а после долгих лет монашества,возрастая духовно и уже будучи "старцем". это было его послушание в монастыре. Спаси Вас Господи,Михаил за Ваши миролюбивые и мудрые слова. Я бы не стала писать ответ,если бы дело касалось лично меня ,но разве можно промолчать,если искажают истину!? Да благословит нас всех Господь!

23.05.2015 11:29:08  Инна Самохина

Уважаемая Palma5419, не хотела Вас обидеть. Простите, если Вам показалось мое сообщение агрессивным, никакой агрессии проявлять, конечно, не хотела. Если неправильно Вас поняла, простите, намерено переворачивать с ног на голову Ваши слова не собиралась, тем более искажать истину. Но хорошо, что этот диалог состоялся, ведь если Вас недопоняла я, то и еще кто-то мог неправильно понять. А теперь всё прояснилось. И спасибо за совет! 

06.12.2020 22:24:21  Анатолий

Какая может быть самодостаточность если люди должны быть вместе..

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.