+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской епархии
По благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
О фарисее с любовью
Просмотров: 2093     Комментариев: 11

Мытарь и фарисейКак минимум раз в год, а на деле, конечно, чаще, мы вспоминаем фарисея из рассказанной Спасителем притчи. Главным образом для того вспоминаем, чтобы кого-то обличить в нехристианском, а именно фарисейском, отношении к ближнему. Основные приметы отношения этого суть: превознесение до небес своих собственных добродетелей, похвальба ими, уничижение окружающих людей-грешников, угадывание и тонкое, придирчиво-презрительное рассмотрение их немощей и пороков. А также – чрезмерное внимание к внешнему и небрежение о внутреннем. И мы нередко говорим о ком-то: «Ну, он фарисей!». Или еще: «Это какое же фарисейство!».

А я вот думаю о фарисее из притчи и мне его почему-то очень жалко. И не только потому, что он вышел из храма «менее оправданным», чем мытарь, хотя и поэтому тоже. В сущности, что нам такого уж плохого о нем известно, чего это мы на него так ополчились, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей».

А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти?

По мне, так точно удастся.

«Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю...». Что в этом плохого? И что плохого в том, что он не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи»? Разве только то, что он сам об этом говорит, сам о себе свидетельствует... Но он же сам и благодарит за это: «Боже, благодарю Тебя». То есть понимает, судя по всему, что если бы не Господь, то не смог бы он устоять в добре, не совершил бы ни одного из дел добродетели, о которых тут речь.

Да, погрешает он, безусловно, в том, что допускает в сердце превозношение над «прочими», а особенно над плачущим о грехах своих мытарем, которого Бог за эти слезы и смирение уже оправдал. Но разве нет у нас причин для того, чтобы и его, фарисея, хотя бы отчасти, хотя бы чуть-чуть оправдать? Когда сам трудишься, подвизаешься, удерживаешься от греха, по крайней мере, делом, то так легко впасть в осуждение! Враг не оставит тебя в покое, но постоянно будет искушать видением грехов чужих, ярким и красочным. И не менее ярким и красочным видением твоих подвигов. И более того: «праведный» гнев будет рождаться в твоем сердце при созерцании чужих беззаконий: ведь беззаконнующий не просто позорит высокое звание человеческое, он Бога своими грехами оскорбляет! Как не сердиться на него за это, когда ты сам более всего боишься оскорбить Творца, почитаешь это за главное несчастье в жизни? Вот и фарисей, бедный, на этом неровном месте претыкается и падает. А мы и рады его, окаянного, пригвоздить к позорному столбу...

Только почему рады-то? Не потому ли, почему почти всегда нам так хочется кого-то «заклеймить», «приговорить» или, по крайней мере, принизить? Ведь только согласимся с помыслом о том, что кто-либо плох, никуда не годен, и, глядишь, мы сами окажемся не так уж плохи и сгодимся на что-нибудь. Вот и фарисея так сладко и так отрадно привычно осуждать! Можно уже и забыть о его вполне реальных добродетелях, можно не давать им никакой цены (они же отравлены гордостью и превозношением!), можно увериться, что с нас этого, внешнего, делания Господь не спросит, мы-то знаем, что внутреннее куда важней! Знаем и... внутренне сами же осуждаем фарисея и превозносимся над ним. И становимся, таким образом, судя по всему, фарисеями в квадрате, не меньше.

А вероятнее всего, и больше. Нам кажется, что мы все понимаем: вот «плохой фарисей», вот «хороший мытарь», грешный праведник и праведный грешник. Но когда на путях своей собственной жизни встречаем очередного «мытаря» (то бишь грешника), не замедляем с тем, чтобы и его осудить. Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся.

Но все же это не значит, что мы совсем пропащие. Милостив Господь, и если нет для нас другого шанса прозреть, то многоразличными образами Он попускает нам познавать наше убожество и окаянство, нашу предельную нищету и слабость, так что поневоле мы порой твердим уже не молитву того и молитву другого, а свою собственную: «Боже, благодарю Тебя, что дал мне познать и сердцем ощутить, что я, а не кто-то, хуже всех. Худость же свою с сокрушением исповедую и от сознания ее милости смиренно прошу».

Хотя... Почему только собственную? Может, и фарисей так же молился вскоре после описанного Господом эпизода? Не исключено. Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе...

Православие.Ru

Комментарии:

01.03.2013 8:54:26  Ирина

о.Нектарий,в Вашей статье очень много предположений :"а может фарисей не так уж и плох,а может он молился,что-то сделал доброе?!...

а Может мы просто поверим Господу и не нашим предположениями ,а ЕГО утверждению.

Можно делать многое для храма и ненавидеть людей посылая их матом в этом же храме,как это происходит у нас в храме...

01.03.2013 14:24:22  Николай

И не только, Ирина, у Вас в храме... Да и вообще, ОЧЧЕНЬ  сложно любить(о врагах и не говорю) хотя-бы родных... Лично мне, пока не даётся.

03.03.2013 0:42:21  Елена Балаян

А мне кажется, что так рьяно защищая традиционное, "простое" прочтение этой притчи, мы верим не Господу, а нашей привычной интерпретации, некоему стереотипу по типу "хороший-полохой", положительный персонаж-отрицательный. А автор предлагает взглянуть на вещи глубже и открыть для себя в этой истории нечто новое, некий новый поворот мысли - нам на пользу. Ведь в каждой притче заложен не один пласт смысла, а несколько объемных глубинных пластов. Я, например, с удивлением взглянула на фигуру фарисея совсем другими глазами и... пожалела его. Он ведь так старался, стремясь угодить Богу, и... был уловлен врагом. Да, это его слабость, его поражение. Но разве с нами это не происходит каждый раз, когда мы выполняем то малое, что должны исполнить? Стоит чуть-чуть потрудиться, и сразу предательская мысль: Господи, как все-таки хорошо, что я это сделал. Или увидишь какой-то совсем уж отчаянный грех и в ужасе отшатнешься - слава Богу, я не такой, хоть этого-то у меня нет... Но себя-то мы за это прощаем и жалеем и даже н

03.03.2013 0:48:40  Елена Балаян

и даже не замечаем в себе этих движений. так почему мы отказываем в сострадании этому фарисею? Почему не хотим посмотреть на него как на ЖИВОГО человека, а не как на априори осуждаемого персонажа известной схемы? Любой грешник достоин сострадания, даже если он фарисей. Тем более, что в делах добродетели этот фарисей наверняка преуспел гораздо больше нас...

03.03.2013 12:22:39  Наташа

В этой притче не было названо имя человека, было сказано - фарисей. Можно по человечески пожалеть конкретного человека : Закхея, Иаира, например.Христос поведал эту притчу не для того, чтобы мы сочувствовали греху, а затем, чтобы мы его возненавидели в себе и боролись по мере сил.

04.03.2013 9:09:24  Ирина

Елене: простите,а Вам,не кажется,что Господь предупреждаетнас этой притчей о первоначальном источнике всех грехов-гордыне?!

04.03.2013 17:47:02  Трофимов Михаил

Присоединюсь к Елене. По-моему, цель статьи - помочь избежать внутреннего осуждения (пожалей и не осудишь) + напомнить (не лишний раз), что думать - штука полезная, а штампы этому процессу здорово мешают. А для того, чтобы лучше запомнилось, выбрана такая по-доброму провокационная форма - одно название чего стоит "О фарисее с любовью" - ужас! ужас! :-)

05.03.2013 1:28:50  Елена Балаян

Да, Михаил, ужас, ужас:) какой кошмар)

Ирине - Ирина, да, мне так тоже кажется, но разве гордого человека не жалко? Да еще жальче, чем кающегося и смирившегося мытаря. В десять раз. Потому что мытарь уже смирился, за него спокойно и можно только порадоваться. А за фарисея горько именно потому, что знаешь это гордое состояние по себе и знаешь, как это тяжело и как отдаляет от Бога. Слезы просто накатываются, как подумаешь... А что имени у него нет, так это такому сопереживанию ничуть не мешает. У мытаря ведь тоже его нет, а тем не менее как он нам нравится...

Наташе - Наташа, мне кажется, чем больше ненавидишь грех, тем больше сочувствуешь человеку, им одержимому. Зависимость прямо пропорциональная.

05.03.2013 7:35:06  Наташа

Согласна, Елена. Только фарисей в притче представлен не как конкретный человек, а как имя нарицательное, тоже самое можно сказать и о мытаре.

06.03.2013 14:30:07  Крохобор

Ирине: предполагать полезно, чтобы не сказать случайно: "Боже, благодарю Тебя за то, что я не таков, как этот фарисей!")

 

08.03.2013 0:23:55  Елена Балаян

Наташ, я не уверена, что как имя нарицательное. Там ведь нет ничего абстрактного. Все очень конкретно. И все про нас.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое, и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, не долго думая, он выбрал второе дерево

Просмотров: 2102
Комментариев: 0

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен…». В субботу 16 февраля, на утрене, которая, напомню, совершается вечером после вечерни, мы услышим, наконец, эту исполненную скорби и света песнь духовной весны — времени подготовки к Пасхе. И ни с чем не сравнимое, не передаваемое словами великопостное и пасхальное чувство возникнет — надеюсь и желаю — в душе каждого прихожанина…

Просмотров: 1054
Комментариев: 2

Отец Иоанн (Крестьянкин) однажды в разговоре мне сказал: «Сейчас люди в храм не входят, а вваливаются». Как завсегдатаи, как «свои», как имеющие здесь право на место, на предстояние. Они знают, что они здесь не последние люди, что это их храм, что здесь есть любовь, что здесь есть свобода, что они Богом любимы и Богом знаемы. И это правильно — мы действительно Богом любимы и Богом знаемы, мы — свободные люди. К большому сожалению, мы все неправильно воспользовались этой свободой

Просмотров: 5288
Комментариев: 0

Разве это не возмутительно? Разве это не аморально? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других – иудеев и язычников.
Этот вопрос задают до сих пор

Просмотров: 1576
Комментариев: 0

Итак, фарисейство не есть явление, относимое только к эпохе, когда Ветхий Завет встретился с Новым; фарисейство или его угроза присутствует в нашей жизни сегодня. Но каким образом искренне верующий человек становится фарисеем, как начинается и развивается эта болезнь, каковы ее симптомы и насколько она распространена в нашей церковной среде? Не называем ли мы порой фарисейством то, что на самом деле им не является? Вот как видит проблему Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 3051
Комментариев: 1

Вопрос: «Что во мне самом от фарисея?» — он немножко двоякий, он предполагает не только отрицательный, то есть самокритичный и покаянный, ответ. Потому что фарисейство исторически — явление неоднозначное. Фарисеи могут служить для нас и положительным, и отрицательным примером. Но вот беда — того положительного, что можно от фарисеев взять, во мне нет

Просмотров: 1937
Комментариев: 0

С точки зрения нашего постоянного автора Сергея Худиева одна из самых опасных граней фарисейства — властолюбие и злоупотребление духовной властью. Насколько велика эта угроза в Церкви сегодня?

Просмотров: 2850
Комментариев: 0

Нам часто кажется, что если земля под ногами, а небо над головой, то и путь наш — туда, на небеса, — должен быть устремлен вверх. И да, и нет. Что там о новоначальном, восходящем на небеса? «Сдерни его за ногу вниз»? Почему? Потому, наверное, что подлинный путь христианина к восхождению — через нисхождение. Куда? Сначала — в глубину печали по Богу — о грехах своих. Затем — в глубину рождающегося от этой печали смирения

Просмотров: 1764
Комментариев: 0

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей проповедь замечательного церковного писателя архимандрита Рафаила (Карелина). Она была произнесена в Неделю о мытаре и фарисее, которая является одним из вестников грядущего Великого поста. В этой проповеди идет речь об осуждении, гордыне и смирении

Просмотров: 2889
Комментариев: 0