+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Невинный по имени — невинный в жизни
Просмотров: 1134     Комментариев: 0

9 июля этого года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден текст службы святителю Иннокентию, епископу Саратовскому и Пензенскому. Один из авторов этого богослужебного последования — секретарь Комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин. В преддверии 200-летия преставления святителя, которое будет отмечаться 23 октября этого года, мы беседуем с отцом Максимом о творческом процессе написания богослужебного текста и о том, чем святой Иннокентий близок нам.

— Почему официальная служба святителю Иннокентию появилась только сейчас, хотя он был прославлен девятнадцать лет назад?

— Здесь нужно разделить два момента: написание службы и ее утверждение Священным Синодом. Между этими событиями может пройти несколько лет. В нашем случае практически сразу после канонизации — у нас, в Саратове — был написан акафист, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин его одобрил, и с 2003 года этот акафист стал читаться в Пензе, в Успенском соборе, у мощей святителя Иннокентия. Акафист был одобрен Священным Синодом в 2017 году.

Позже те же авторы, среди которых был и я, задались вопросом о написании полного текста службы. И опять же первоначально она была одобрена Владыкой Лонгином и Митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом, а потом ее подали в Синодальную богослужебную комиссию на утверждение для общецерковного употребления.

— Каким образом создается служба? Допустим, писатель, если пишет рассказ, должен продумать завязку, развитие сюжета, характеры героев. А что должен сделать гимнограф?

— Гимнограф должен вдумчиво прочесть житие святого или, скажем, историю чудотворной иконы и понять для себя, что именно он будет прославлять. Ведь жизнь святого, как и жизнь любого христианина, не состоит из одних только взлетов, и мы не прославляем каждый его шаг. Но любой человек, который будет потом на этой службе молиться, должен ощутить, как, несмотря на все немощи и трудности, в жизни этого подвижника сияет свет Христов.

Если говорить конкретно о службе святителю Иннокентию, в ней обозначены три основные идеи. Во-первых, это защита им православного вероучения. Не секрет, что в высшем обществе Российской империи начала XIX века был распространен мистицизм, несовместимый с Православием. Святитель Иннокентий выступал против этих заблуждений, даже если они озвучивались высокопоставленными людьми, что, в конце концов, и привело к его фактической высылке из Петербурга. Вторая идея — это совершенно потрясающее, даже современников впечатлявшее аскетическое устроение святителя. Мы видим, что это молодой человек с очень слабым здоровьем, и при этом мы видим, что он несет аскетические подвиги. И третья идея — о том, каково значение святителя Иннокентия для Русской Церкви. Благодаря его трудам в нашей церковной науке происходит то же, что при Пушкине в нашей литературе,— разворот в сторону русского языка. Он пишет первый на русском языке учебник церковной истории — до этого всё, чем могли пользоваться семинаристы, было в основном на латыни. Его уровень как богослова и как историка отражен в таком факте: он стал вторым в Русской Церкви доктором богословия — первым был святитель Филарет Московский, автор нашего катехизиса. И этот вклад в назидание людей в истинах веры мы тоже постарались отразить в тексте богослужения.

— А есть ли в процессе создания службы какой-то аналог проработки сюжета?

— Здесь имеет место не сюжет, а своего рода гипертекст. Православное богослужение состоит как бы из смысловых ячеек, в которые автор службы вкладывает конкретное содержание. К примеру, на всенощном бдении поется четыре блока стихир, каждый блок сопровождается определенными стихами из псалмов. Смысл стихир должен соответствовать содержанию и настроению этих псалмов, перекликаться с ними. И так алгоритмизировано всё богослужение, эту схему гимнографу надо знать и соотносить с ней то, что он собирается передать в тексте службы.

— Как можно те идеи, которые Вы мне так хорошо объяснили в обычном разговоре, передать в богослужебной, молитвенной форме? Как прозаические вещи вложить в литургическую поэтику?

— Думаю, это удобнее пояснить на примерах. Вот одна из стихир святителю:

Песненными добротами/ украшается днесь Церковь первородных,/ воспевающи невинности тезоименитаго,/ святителя Пензенскаго и Саратовскаго,/ яко предивна своего ходатая/ и молитвенника о душах наших.

Здесь обыграно значение его имени. Innocentius по-латински «невинный». И к этому мы еще вернемся в службе: невинный по имени оказывается невинным в жизни — в гонениях, которые на него воздвигли.

Сияет, яко солнце, светлостию/ память святителя Твоего, Господи, Иннокентия,/ обличившаго нечестие златословесными глаголы,/ человекоугодие и высоковыйных превозношение посрамившаго,/ кротких землю достигшаго,/ егоже молитвами даруй нам грехов очищение,/ яко Благ и Человеколюбец.

О чем здесь речь? Златословесные глаголы святого Иннокентия — егослова, подобные золоту, — оказываются обличением нечестия — тех самых ложных мнений в высшем обществе, о которых я чуть раньше сказал. А слова «человекоугодие и превозношение высоковыйных посрамившего» указывают на то, что у него был выбор: погрузиться в столичные интриги, человекоугодничать, с большой выгодой для себя, или же бескомпромиссно отстаивать правду. При этом не нужно думать, что святитель Иннокентий — этакий революционер начала XIX века; он совершенно не желал — это хорошо видно в его письмах — никакого конфликта с властями.

— А человек, который не знает жития святителя, что-то поймет из службы?

— Вы сами сказали уже, что богослужебные тексты — это в известной степени поэзия. И как ко всякой поэзии к ним нужна привычка — нужно навыкнуть расшифровывать образный ряд. Понять смысл в целом можно и не зная жития — мы ведь понимаем стихи, написанные на русском языке, даже не зная каких-то исторических подробностей. Но от человека требуется внимание, и хорошо бы, конечно, хотя бы однажды прочитать, а не только услышать текст службы — благо, сейчас всё можно найти в Интернете.

— То, что святитель Иннокентий жил достаточно давно по сравнению с новомучениками, которым сейчас создаются службы, наложило какой-то отпечаток на процесс подготовки, на стиль текста?

— Нет. Ведь, как сказано в Книге Откровения, когда Христос вернется, времени уже не будет. И мы, обращаясь к святым, обращаемся к реальности, в которой времени уже нет — все они жители Небесного Града, и совершенно не важно, как далеко по времени они отстоят от нас. Сейчас порой пишутся службы святым, которые жили пять, семь веков назад. И никакой принципиальной разницы между ними и службами недавно прославленным подвижникам нет.

— Чем святитель Иннокентий близок нашему времени?

— Как мне кажется, в его жизни для нас, ныне живущих, могут послужить к размышлению два обстоятельства. Первое — то, насколько любовь к Богу подвигала его к деятельности. Он еле живой, он прикован к постели, он не встает уже даже в храм — и при этом он продолжает заниматься документами, решать вопросы по кандидатам в священный сан, по просьбе московских издателей правит гранки нового издания своего учебника. Сейчас часто можно услышать, что у современного человека мало сил, мало времени, нет здоровья. Но здесь мы видим, что возможно даже в таком состоянии жить подвижнически и делать дело, полезное Церкви.

А второе — это то, насколько малозначительно было для святителя всё, что он имел в земном плане. Представьте себе: человек в тридцать с небольшим лет уже профессор, автор учебников, ректор семинарии, с докторским крестом, чуть ли не единственным на всю Российскую империю! И при этом для него даже не стоит вопроса о том, чтобы попытаться сохранить всё это земное достояние, пойдя на какой-то компромисс с совестью. Мы не находимся в такой же ситуации, но это некий ориентир в поведении. Это повод спросить себя: что для меня важнее — моя карьера, положение, благосостояние или же верность Христу?

Газета «Православная вера» № 18 (638)

[Беседовала Елена Сапаева]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

13 сентября мы отмечаем Собор Саратовских святых — праздник памяти о лучших людях нашей земли — настоящих христианах. Большинство из них пострадали за Христа в годы гонений на Церковь в XX веке. Безбожная власть сделала все, чтобы вытравить из сознания их детей и внуков саму память о «крамольных предках». Но память о праведниках убить нельзя. Трудами саратовских краеведов, архивистов, волонтеров мы постепенно восстанавливаем картину гонений на Церковь в нашем регионе. Плодом этих изысканий стала интерактивная карта гонений «За Христа пострадавшие»

Просмотров: 5734
Комментариев: 0

29 июня — день мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Большая часть его архипастырского служения связана с Саратовской епархией. В памяти саратовцев остались и просветительские проекты владыки Гермогена, и его дела милосердия, и его стойкая консервативная позиция противления любому культурному явлению, если оно развращает народ

Просмотров: 2512
Комментариев: 0

23 ноября — память святого Александра, графа Медема, владельца имения Александрия Хвалынского уезда. Его жизнь была примером удивительного мужества и преданности: своему делу, своей семье, своей стране, своей вере

Просмотров: 7885
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 1343
Комментариев: 1

В Соборе Саратовских святых до недавнего времени, то есть до того, как собор прирос десятью новыми именами, значился лишь один святой из далекого прошлого Российской империи: святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский. Он родился в 1784 году, а умер в 1819-м. Да, тридцать пять лет… Каким нужно быть человеком, чтобы за столь краткий срок не только оставить заметный след в истории Церкви, но и достигнуть святости?

Просмотров: 1036
Комментариев: 0

Консерватория — дом музыки, но никак не дом суда, не место оглашения приговора. Однако сто один год назад, в октябре 1918 года, любимый многими саратовцами Большой зал нашей консерватории стал именно залом суда. Пролетарского суда над «контрреволюционными попами»

Просмотров: 1164
Комментариев: 0

Еще две недели назад, когда в нашей митрополии в очередной раз праздновался Собор Саратовских святых, мы возносили свои молитвы пятнадцати прославленным подвижникам нашего края, большинство из которых — мученики за веру. А на следующий день после торжества пришла радостная весть: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состав Собора Саратовских святых были включены десять новых имен. Кто они, наши новые святые, какова была их жизнь? Мы еще расскажем о них подробно на страницах нашей газеты, а пока — первый взгляд — знакомство, которое, быть может, станет для кого-то началом молитвенного общения

Просмотров: 2167
Комментариев: 0

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 1089
Комментариев: 0

Празднование Собора Саратовских святых было утверждено Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в декабре 2010 года. Это воскресный день, ближайший к 13 сентября. В составе Собора пятнадцать святых, четырнадцать из них — новомученики ХХ века. Накануне очередного празднования предлагаем вместе вспомнить о каждом из них и об их судьбах

Просмотров: 2831
Комментариев: 0

На въезде всело Малая Осиновка Аткарского района — руины Свято-Троицкой церкви. В ее стенах служил священномученик Феодор (Смирнов) в бытность свою еще не Феодором, а просто отцом Владимиром

Просмотров: 1399
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад — 5–6 октября 1918 года — в Большом зале Саратовской консерватории состоялся… нет, не концерт, а что-то вроде театрального действа: «суд над попами», как назвали это представление большевистские газеты. На скамье подсудимых в тот день оказались почти все представители Епархиального совета, епископ Вольский Герман (Косолапов) и известный в Саратове проповедник, любимый народом пастырь протоиерей Михаил Платонов. Дело саратовского священства длилось целый год и для двоих фигурантов — священномученика Германа и священномученика Михаила — закончилось внесудебной расправой и мученическим венцом

Просмотров: 1350
Комментариев: 0

В сентябре в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова состоялась премьера документального фильма «Надежда на спасение», повествующего о жизни протоиерея Геннадия Махровского. С режиссером фильма, петербургским кинодокументалистом Максимом Якубсоном, побеседовала наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 1602
Комментариев: 0

5 ноября минувшего года клирики и прихожане саратовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери впервые молитвенно почтили память святого священномученика Емилиана; было, наконец, установлено, что в Саратове он служил именно в Казанском храме. Судьба этого святого — обычная судьба русского священника тех лет. Жил, служил, воспитывал своих детей… А в страшный час не отрекся от Христа, не предал ни людей, ни Церковь Христову

Просмотров: 1639
Комментариев: 0

Если кому-то из читателей доведется побывать в Балакове, настоятельно советуем посетить храм в честь Рождества Христова, расположенный в самом центре города. На то, чтобы уделить ему время, есть как минимум три причины. Первая — его архитектурный облик настолько необычен, что сразу привлекает внимание. Второе — в этом храме находится мощевик с частицей мощей замечательного балаковского святого, о котором, к сожалению, пока мало знают за пределами города. И третья — Христорождественский храм имеет собственный музей с весьма интересной экспозицией

Просмотров: 1591
Комментариев: 1