+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Не колебаться в любви
Просмотров: 374     Комментариев: 1

Эта Пасха, оказавшаяся для нас необычной, трудной, заставила по-новому пережить евангельские события, почувствовать, постичь в них то, что ранее до нас, может быть, не доходило. Мы приближаемся к Неделе жен-мироносиц второму воскресенью после Пасхи. Давайте постараемся всмотреться в историю этих женщин, в определенном смысле сравнить их с нами, сегодняшними. Почему Церковь издревле придает такое значение их подвигу? Чему учит нас их пример?

Мы с вами знаем, что Христос воскрес. Знаем, переживая Великий Четверг, Пяток, Благословенную Субботу, встречая, наконец, ночь светозарную.

А они — женщины, следовавшие за Иисусом, пришедшие с Ним в Иерусалим из Галилеи, служившие Ему имением своим (Лк. 8, 3) – не знали, что Он одержит победу над смертью, что Он восстанет тридневен и вознесется на Небеса. Спаситель открывал это лишь Своим ближайшим ученикам (см.: Мф. 16, 20–21) но даже и ученики не в силах были это вместить, иные из них не могли поверить, даже увидев Воскресшего своими глазами (см.: Мф. 28, 17). Что же касается женщин – все их поведение говорит о том, что чуда они не ждали; и не встречать Воскресшего шли, а хоронить покойника; не радоваться, а оплакивать Его. Евангелисты молчат об их душевных чувствах, мы можем только догадываться о том, в каком горе, в каком отчаянии и тоске, а еще — в каком недоумении пребывали эти женщины. Что ждет их завтра, как им жить дальше – после осуждения и смерти Учителя?

Они любили Его так, что оставили свои дома, разорвали родственные связи, сожгли мосты, отдали Ему всю свою жизнь, без остатка. А теперь — кому они будут нужны? Простят ли им близкие? Помогут ли хоть чем-то ученики-мужчины?..

Однако эти женщины не разбежались, не попрятались по углам, чтобы плакать в одиночестве, напротив, они собрались и пошли ко Гробу — не сомневаясь в своем человеческом долге, долге любви и верности.

«Не столь удивительно,— говорит об этих женщинах святитель Иоанн Златоуст,— что они привязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Но для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истерзанный, оплеванный, был предан на смерть».

А святитель Феофан Затворник показывает разницу меж женами и учениками-мужчинами: ученики колеблются, сомневаются, не верят рассказу женщин (см.: Лк. 24, 11), запирают двери от страха пред иудеями (см.: Ин. 20, 19) — а женщины, ведомые не рассудком, но сердцами, просто берут ароматы и идут ко Гробу. Не за это ли и вознаграждены они так, как никто не был вознагражден за всю историю человечества?

Вот чему учит нас пример галилейских Христовых служительниц: что бы с нами ни происходило, в какой бы мы ни оказались беде, каких бы ни претерпевали лишений, чем бы ни грозило нам ближайшее будущее — исполнять свой долг до конца. Тогда Господь не только не оставит нас в испытаниях, но и даст нам убедиться в их осмысленности.

И еще вот что подсказывает нам история жен-мироносиц: в тяжелых, сложных, трагических ситуациях необходимо не в спорах тонуть, а слушать голос собственного сердца (не оставляя добродетели рассуждения, на чем останавливает наше внимание святитель Феофан).

Они никого не звали за собой, эти жены с пахучими кувшинчиками и мешочками. Никому ничего не доказывали, никого ни в чем не упрекали. Ничего для себя не требовали. Они просто встали, взяли свои кувшинчики и вышли в рассветный туман.

Сколько было их, жен-мироносиц, и кто конкретно входил в их число? Матфей называет Марию Магдалину, Марию, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых (апостолов Иоанна Богослова и Иакова); они сидели против гроба (27, 61), а смотреть на Гроб поутру отправились Мария Магдалина и некая другая Мария (28, 1).

Марк (16, 1), кроме Марии Магдалины, называет еще Марию Иаковлеву и Саломию — она, предположительно, и есть мать сыновей Зеведеевых.

Лука (24, 1) говорит о женщинах, пришедших с Иисусом из Галилеи, а также сообщает, что ко Гробу вместе с этими галилеянками пришли и некие другие женщины (возможно, жительницы Иерусалима); апостолам же весть о Воскресении принесли Мария Магдалина, еще одна Мария — мать Иакова, и женщина по имени Иоанна, которая в другом месте (8, 3) названа женой Хузы, домоправителя Иродова. В главе 8, рассказывающей еще о галилейском периоде служения Христа, евангелист Лука сообщает, что женщин, служивших Ему, было много, и упоминает, наряду с Иоанной, Сусанну, но была ли и она в ту ночь с мироносицами — мы не знаем.

Евангелист Иоанн, который, как известно, сам стоял у Креста рядом с Богоматерью, свидетельствует о стоявших там же Ее родственнице Марии Клеоповой и Марии из Магдалы — Магдалине (см.: Ин. 19, 25).

Можно предположить, что многие из последовательниц Христа не были бедными (если служили имением) и могли сами распоряжаться своими средствами: выражаясь на современном языке, им было, что терять. Среди мироносиц были женщины разного социального положения или, как бы мы сказали сейчас, статуса. Вот Иоанна — жена царского домоправителя, а вот Саломия — жена простого рыбака. Через сто-двести-триста лет, в эпоху раннего христианского мученичества, христианки-рабыни встанут рядом с патрицианками, и они уже навсегда останутся сестрами.

В чем тайна готовности к подвигу? Как они такими стали — жены-мироносицы и те, кто пришел за ними — христианские мученицы, исповедницы, подвижницы, молитвенницы всех веков, включая, конечно, двадцатый?

Вряд ли хотя бы одна из них была от природы «железной» и оттого неустрашимой. Это были обычные женщины с естественными, присущими их полу и общечеловеческими слабостями, с массой зависимостей и связывающих обстоятельств. Их мужество и способность пойти до конца — не от психологии, не от характера, а от веры. А вера от чего? От сердца — блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Вот эта чистота, простота сердца, цельность личности, последовательность поступков, четкость и прямизна дороги, даже если это дорога в мучительную смерть — почти уже недостижимыми кажутся для нас, сегодняшних. Причины нужно анализировать отдельно — не стану разводить здесь лишние умствования. Достаточно сказать, что у нас есть самый мудрый и чуткий воспитатель душ, самый точный навигатор, самая надежная опора — Церковь Христова, которая началась не только с апостолов, но и с женщин, спешивших ко Гробу Спасителя в самом начале дня… Дня, который представлялся самым тяжелым, самым горьким днем в их жизни. А оказался счастливейшим днем земной истории.

Комментарии:

04.05.2020 0:04:42  наталия

Выражаю искреннюю благодарность Всем работникам храмов, особенно уборщицам - истинным Женам, которые не покладая рук с великим терпением и смирением трудятся в храмах, приходя туда спозаранку, и уходя самыми последними. Те, которые не по послушанию наводят сияющую чистоту и блестящее великолепие, трут во всех помещениях не только полы за теми, которые даже и имени-то их не знают. Кротко и тихо служат Господу своей любовью, своим здоровьем, попирая недосыпание, брезгливость и неможение... Спасибо вам.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.