Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Не день скорби, а день радости
Просмотров: 854     Комментариев: 1

Ежегодно 28 августа Святая Церковь призывает верующих прославить Пресвятую Богородицу в день Ее Успения. При этом уже через несколько дней — 14 августа — начинается двухнедельный Успенский пост, за время которого нам надлежит духовно подготовиться к празднику.

Интересно то, что слово «успение» означает «сонное состояние», «погружение в сон». Церковь уподобляет смерть сну, потому что верит: смерть — это не конец, а лишь временное ожидание. «Чаю (ожидаю) воскресения мертвых, и жизни будущаго века»,— эти слова каждый православный верующий повторяет в конце Символа веры. И этим ожиданием наполнен праздник Успения Богоматери, он говорит нам о надежде пробуждения. Согласно Преданию, Сам Господь Иисус Христос явился принять душу Своей Пречистой Матери. Но также Предание свидетельствует о том, что Божия Матерь была воскрешена телесно: святой апостол Фома не присутствовал на погребении Святой Девы, он опоздал, и когда по его просьбе открыли гроб, то все увидели, что тела Умершей там нет. В этот день после вечерней трапезы апостолы услышали пение Ангелов и увидели Богородицу в окружении Небесных Сил, в неописуемой человеческим языком славе. Все апостолы словно один человек воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!». Так это молитвенное обращение к Божией Матери вошло в жизнь каждого хрис­тианина. Господь возвращает жизнь после недолгого сна Той, от Которой Он Сам получил человеческое естество. И поэтому день Успения — не день скорби, а день радости.

***

Успенский пост довольно строгий, в этом он уступает лишь Великому посту. При этом, как отмечал отечественный историк-литургист (специалист по истории богослужения) Михаил Скабалланович: «Пост перед праздником Успения наименее древний из постов Православной Церкви и моложе даже Петрова поста». Причину возникновения данного поста в церковной традиции ученый видел в «горячей любви (верующих) к Богоматери, всё как бы возраставшую в Церкви от всё увеличивавшихся знаков Ее небесного попечения о христианах». 

Сведений об истории Успенского поста немного. Есть довольно раннее свидетельство, принадлежащее святителю Льву Римскому (V век): «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу, для осени осенний в седьмом месяце, для зимы — зимний». С одной стороны, вряд ли можно видеть в словах святого отца об «осеннем посте» указание на Успенский пост, так как в то время не было еще как такового церковного праздника Успения. Но с другой стороны, вероятно, что желание освятить подвигом поста и молитвы каждую часть года можно также рассматривать как одну из причин возникновения Успенского поста. 

Восточная Церковь довольно долгое время знала только три многодневных поста, и только в конце XI — начале XII века появляются первые упоминания о посте, предшествующем празднику Успения Пресвятой Богородицы. Приведем наиболее известное: «Есть у нас и другой пост, называемый Пресвятой Богородицы, начинающийся с первого дня августа месяца... Но первый день августа месяца не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от второго дня августа (начинаем) учиненный пост...». 

Вопрос об Успенском посте рассматривался на церковном Соборе, состоявшемся в 1166 году при Константинопольском Патриархе Луке: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам Святейший Патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября». 

Существовало также мнение, что пост в августе относится не только к Успению Божией Матери, но и к празднику Преображения Господня. На это указывает святитель Симеон Солунский (XV век) в объяснении цели и смысла Успенского поста: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас». 

Успенский пост — время подражания жизни Пресвятой Девы, время, когда Она должна стать для каждого из нас особенным примером. Это не означает, что во все другие дни года мы можем не вспоминать о Матери нашего Спасителя. Божия Матерь прославляется на каждом церковном богослужении, к тому же кроме Успения есть и множество других богородичных праздников. Но именно пост — это время, когда Церковь особым образом призывает каждого верующего заглянуть внутрь себя, ограничить себя во внешнем и задуматься о внутреннем. 

***

В Новом Завете о Божией Матери содержится лишь несколько строк, но даже их достаточно, чтобы понять глубину образа Пресвятой Девы. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38), — читаем мы в Евангелии от Луки слова Девы Марии, произнесенные в ответ на приветствие Архангела Гавриила, благовестившего о том, что Ее избрал Бог стать Матерью Спасителя. Божия Матерь смиренно принимает волю Божию о себе. Ее ответ исполнен смирения и любви. Готовы ли мы так же исполнять волю Божию? Это первое, о чем каждый из нас может подумать во время Успенского поста. 

Затем, в том же Евангелии, мы находим такие слова: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2, 51). Пресвятая Дева бережно хранила в глубине сердца все, что слышала о Своем Сыне и от Него Самого. А что хранят наши сердца? Очистить сердце от греховного и ненужного, наполнить его Словом Божиим — вот вторая задача на время Успенского поста. Мы слышим Слово Божие на каждом богослужении, читаем Священное Писание дома, но как сильно влияет оно на нас? Ведь одно дело — знать священные тексты, и совсем другое — жить по ним. Пресвятая Дева жила живым Словом Божиим — Спасителем мира. Она стояла у подножия креста на Голгофе, Она оплакивала Сына у погребальной пещеры... Наверное, нет примера ярче и сильнее, чем любовь к Господу Иисусу Христу Его Пречистой Матери. А как далеко мы готовы последовать за Христом? Вот такие вопросы ставит перед нами Успенский пост. 

Но есть и еще один очень интересный момент. Успенский пост начинается праздником Изнесения честных древ Креста Господня. Этот праздник берет свое начало в традициях Константинополя, когда по причине увеличивавшихся в августе болезней на улицы города выносили Крест Господень, совершая молебны. А через пять дней после начала Успенского поста Церковь празднует Преображение Спасителя. Господь являет ученикам Свою Божественную славу — являет настолько, насколько они могут вместить. Этот праздник напоминает нам о том, что и мы должны преобразиться, измениться, приобщиться к освящающей Божественной славе, просветиться светом Христовым. 

Мы начинаем Успенский пост с молитвы перед Крестом Спасителя, просим о врачевании наших душевных и телесных недугов, а затем просим Господа помочь нам преобразиться, выйти из духовной мглы и пребывать во свете славы Божией. Самым лучшим средством для этого и становится пост — время приближения к Богу. А помочь нам в этом призвана Пресвятая Дева, Своей любовью и смирением, близостью к Своему Сыну. «Пресвятая Богородица, помогай нам!», — взываем мы к Божией Матери… Так значит нужно быть готовым принять эту помощь: быть готовым следовать за Ней к Ее Сыну и нашему Спасителю, учиться у Нее терпению и молитве, кротости и любви.

Газета «Православная вера» № 15 (563)

Комментарии:

12.08.2016 12:16:04  Aida

Спасибо большое за такое замечательное напутствие перед Успенским постом.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: