+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Наука быть свободными
Просмотров: 2101     Комментариев: 0

О Чине омовения ног

О предшествующих Пасхе последних днях Страстной недели всегда говорится и пишется много: и о Страстной пятнице, и о выносе Плащаницы, и о Великой субботе, и, конечно же, о Пасхальной литургии, такой невероятно счастливой и радостной. Но мне в этот раз захотелось остановиться на Чине омовения ног, когда архиерей в Великий четверг, его еще называют Чистым, омывает ноги двенадцати священникам, в память о том, как Сам Христос накануне Своей смертной казни омыл ноги Своим двенадцати ученикам.

Омовение ног. Ф. Браун. XIX векВ Евангелии об этом мало сказано, но можно себе представить, какой это был для апостолов шок, когда их божественный Учитель стал выполнять работу, которую до этого всегда выполняли только слуги и рабы. Господа в Иудее времен Христа никогда никому таким образом не служили, это было просто невозможно себе представить, это считалось унизительным. С какой стати, к примеру, фарисей, достигший высокого положения в обществе будет мыть кому-то ноги? Да никогда в жизни! А тут вдруг – такое.

Неслучайно Петр, которому Христос решил омыть ноги первым, говоря современным языком, чуть не упал со стула, когда Христос склонился над ним и над тазиком с водой. И со всей присущей ему горячностью завопил, умоляя, чтобы Христос этого не делал. И лишь когда Господь «припугнул» его, что в случае сопротивления он не будет «иметь части» в Царствии Небесном, Петр испугался пуще прежнего и мигом согласился. Все это очень трогательно.

А для апостолов, возможно, это было слишком. «Toomuch», как сказали бы англичане. И кажется, даже Петр не до конца понимал, зачем все это надо и почему он в случае отказа не будет иметь части.

Пусть, если это не так, кто-то из отцов меня поправит, но я не думаю, что все так линейно: дал омыть ноги – получил часть, не дал – не получил. Просто Христос хотел приучить своих учеников к новому типу жизни и мышления, кажущегося абсурдным для дохристианского сознания, пусть даже не языческого, а монотеистического.

Омывая Своим ученикам ноги (а омовение это было не только гигиенической процедурой, но и религиозным обрядом), Христос переворачивал картину мира. Точнее, наоборот: ставил ее с головы на ноги.

Христос ставил во главу человеческого бытия любовь. А для любви нет такой милости, нет такой службы и такого дела, которое было бы для любящего унизительно. И поэтому тот, кто хочет быть первым в Царствии Небесным (первым – не значит лидером, а просто кто хочет там быть и иметь блаженство), тот пусть да будет всем слугой.

Неудивительно, что фарисеи Христа возненавидели. Они-то быть слугами никому не хотели...

Но милость надо уметь не только дать, ее надо уметь принять. Надо иметь подлинное смирение и подлинную любовь, чтобы тот, кого ты так любишь и перед кем, возможно, трепещешь, омыл тебе ноги. Или еще что-нибудь подобное сделал. И своей «угрозой», которая, конечно, и не угроза вовсе, Христос Петру как бы сказал: «Научись это принимать. Научись быть и дающим, и принимающим, потому что в этом – соль, это очень важно».

Чин омовения ног показывает нам, что Божественная любовь выше всех возможных разделений на земле, выше чинов и званий, сословий и должностей. Вся эта властная и иная вертикаль – полная ерунда перед лицом Божественной правды. Она, может, и годится для земного употребления, но никак не годится для вечной жизни. И поэтому архиерей не говорит: «Как это я буду умывать им ноги? Я ведь архиерей, а они мои подчиненные!». Но он этого не говорит, потому что понимает: возможность оказать милость тем, кто ниже тебя по общественному статусу, политической или церковной иерархии, – большая удача.

И священники не подражают первой реакции Петра и не говорят: «Нет-нет, Владыка, что Вы! Как можно! Я не достоин! Давайте я сам себе лучше ноги омою!» Потому что понимают: достоинство мерится не этим. А в сопротивлении может крыться и гордость, и человекоугодие, и даже лизоблюдство. А там, где есть все это, нет свободы и нет подлинной любви. Так будем же свободными!

Газета «Саратовская панорама» № 13 (992)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.