Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Научиться жить вечностью
Просмотров: 834     Комментариев: 2

Почему человек умирает? Почему жизнь бывает такой короткой? Почему болеют и страдают дети? Где же Бог, когда вокруг столько страдания и горя? Как помочь человеку на пороге отшествия в иной мир? Что сказать человеку, потерявшему близкого, как его утешить? На эти и многие другие вопросы отвечают авторы книги «От смерти к жизни: как преодолеть страх смерти».

Книга представляет собой сборник статей священнослужителей, ученых, писателей, журналистов, врачей, психологов, сотрудников хосписа — людей, столкнувшихся — или даже постоянно имеющих дело по роду своего служения — со смертью. Все они делятся своим личным опытом переживания смерти.

Книга вышла в 2015 году. Она посвящена светлой памяти Анатолия Данилова, основателя портала «Православие и мир». Автор-составитель сборника — главный редактор Интернет-портала «Православие и мир», вдова Анатолия Данилова, журналист Анна Данилова. После кончины супруга в 2013 году у нее остались шестимесячная дочь и их с мужем общее дело — известный православный Интернет-портал. В статье «Без гарантий» Анна пишет о том, что нам всем нужно учиться простой и одновременно сложной вещи: быть благодарным Богу за каждый миллиметр своей жизни, как бы тяжело это ни было.

При чтении этой книги на ум приходят слова из покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние». Вопросы о смерти вечны, но каждый из нас с ними сталкивается, как в первый раз. Всё, что мы о смерти знаем, рассыпается в прах, когда дело касается наших близких. Основное достоинство книги «От смерти к жизни» в том, что она дает силы касаться тех вопросов, от которых мы обычно стараемся спрятаться.

В книге описан живой опыт переживания потерь. Это может стать поддержкой и хотя бы малым утешением тем читателям, которые скорбят о смерти близких. Для тех, кому нужно поддержать кого-то в трудный момент утраты, издание может быть своеобразным помощником: из него можно почерпнуть, как в таких обстоятельствах вести себя тактично, какая помощь будет уместна. Один из соавторов этой книги, священник Сергий Круглов, пишет, что этот сборник не о том, как мы умираем, а о том, ради чего живем.

Стоит отметить, что часть авторов этой книги — митрополит Антоний Сурожский, поэт Вениамин Блаженный, священник Георгий Чистяков, публицист Марина Журинская — уже сами перешли порог земной жизни.

Авторы книги пишут о смерти так, как есть на самом деле, как они видят, без прикрас. Приведем слова священника Георгия Чистякова, который был настоятелем храма при детской больнице: «Пять детских гробов в месяц — это статистика. Неумолимая и убийственная, но статистика. И в каждому гробу родной, горячо любимый, чистый, светлый, чудесный. Максимка, Ксюша, Настя, Наташа, Сережа…» Читать такие строки тяжело и больно, но и закрывать глаза нельзя. Ведь это наш мир, это мы с вами. Это наша действительность. Отец Георгий беседует вслух с Богом: «Господи, что же делать? Я смотрю на Твой крест и вижу, как мучительно Ты на нем умираешь. Смотрю на Твои язвы и вижу Тебя мертва, нага, непогребенна… Ты в этом мире разделил с нами нашу боль». Священник делится с читателями своими мыслями и ощущениями: «Знаю, что Христос соединяется с нами в беде, в боли, в богооставленности — у гроба умершего ребенка я чувствую Его присутствие. Христос входит в нашу жизнь, чтобы соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой бедой, как некогда остался Он. <…> … эту же пронзительную боль, эту же пронзительную безнадежность, о которых так ярко рассказывает Евангелие от Иоанна, я ощущаю всякий раз у гроба ребенка… Ощущаю и с болью, сквозь слезы и отчаяние, верю — Ты воистину воскрес, мой Господь».

Психолог Центра экстренной психологической помощи МЧС России Лариса Пыжьянова подчеркивает в своей статье, также вошедшей в этот сборник, мысль о том, что неважно, в каком возрасте человек теряет родителей: «пять ему лет или пятьдесят, реакция почти идентичная. В самом деле, пока живы родители, мы остаемся детьми. В этот момент включается маленький человек и горюет как осиротевший ребенок. И поддержка нужна и пятилетнему, и пятидесятилетнему». Далее она говорит о том, что нужно быть очень внимательным к человеку, потерявшему близких: найти с ним контакт, выслушать, не дистанцироваться от него.

О смерти при жизни, а также о двух видах смерти размышляет в «Сонате о смерти» священник Николай Солодов. Он говорит о том, что мертвость — это не обязательно неподвижность и холод. «Есть две смерти: смерть-правда, если со Христом, Который истина и жизнь, и смерть­ложь, если с диаволом, который отец лжи. Каждый выбирает свою собственную смерть».

Интересны рассуждения протоиерея Алексия Уминского о «советской смерти». Он называет ее «кошмаром» из-за постоянных дежурных фраз, неверия самих говорящих в то, что ими говорится, и, конечно же, строгого соблюдения псевдотрадиций: крышку гроба в дом не заносить, табуретки перевернуть, зеркало завесить, рюмку водки поставить рядом и так далее. Об этом же пишет и протоиерей Павел Великанов: «А вот чего лучше не говорить, так это искусственных фраз о “страшной утрате”, “невосполнимой потере”, “обрушившемся горе”, “пусть земля будет пухом” и прочих жалких слов неверия, застрявших в лексиконе с советских времен». Думаю, что каждый сталкивался с такими похоронами и поминками. И еще здесь не отмечено: «Чем больше детей будет на поминках, тем лучше; если они всё скушали, то это вообще замечательно». Пришли, поели, пообщались, ушли. Откуда это взято? Непонятно. Что дает усопшему наша еда, если отсутствует молитва? К чему поминать, если нет обращения к Богу, хотя бы малого?..

Статья «Почему я не боюсь смерти» митрополита Антония Сурожского — ясная, правдивая, рассказанная человеком, столкнувшимся со смертью лицом к лицу. Особенно пронзителен в ней момент, когда владыка Антоний рассказывает об уходе из земной жизни своей матери, которая в течение трех лет умирала от рака. Ее оперировали — и не успешно. Все это время сын был рядом с ней. Несмотря на просьбы и уверения доктора, он рассказал маме всю правду — о том, что смерть близко. «Наши отношения были глубоки и истинны, в них не было лжи, и поэтому они могли вместить всю правду до глубины», — пишет он. Далее митрополит Антоний неоднократно подчеркивает, что в отношениях с уходящим близким не должно быть никакой лжи — от чашки чая на подносе до звучания собственного голоса. Только правда до самой глубины, никаких ненастоящих улыбок, слов, притворства, иначе начинают появляться трещины.

Затем владыка Антоний приводит воспоминания из своей юности, рассказывает о военном времени, в которое он был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. Он отмечает важный момент: нужно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность. Необходимо сидеть рядом с ним, разговаривать, слушать или просто сжимать ему руку. Митрополит Антоний говорит нам чрезвычайно важные слова: «Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни».

Хочется отметить, что есть особое детское восприятие смерти. Оно и правда особенное: «Дети очень живы. Они не прячутся от жизни. С ними можно говорить о смерти, исходя из их опыта. Им все легко объяснить. Если, конечно, не случается трагедии и умирает не птичка или даже какой-то посторонний человек, а кто-то из близких родственников. Тогда здесь нужно говорить в контексте вечной жизни», — подчеркивает протоиерей Алексий Уминский.

Важные слова напоминает нам священник Сергий Круглов: «Христианин всегда должен быть готов к Причастию и к смерти. И в этом плане, поминая в родительскую субботу своих усопших, мы молимся Богу и о себе самих».

Завершается книга «От смерти к жизни: как преодолеть страх смерти» стихотворениями Симеона Нового Богослова. Приведу последние строки:

…Я оставляю тело,

Но знаю, что оно воскреснет вновь

И будет жить во веки, бесконечно.

***

А тем, кто жил свято и чисто,

Смерть дает непрестанную радость.

Утешенье и вечную сладость,

Невечерний Божественный свет.

Газета «Православная вера» № 15 (562)

Комментарии:

24.08.2016 13:30:31  Aida

Замечательная,проникновенная статья. Абсолютно со всем согласна. Спасибо огромное. Вот только страшновато "жить во веки,бесконечно"

06.09.2016 15:20:09  Сергей

Прочтите главу "Бунт" из романа "Братья Карамазовы" и не пишите больше этих пасторалей. Да внимательно прочтите.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: