+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Нас ради родися Отроча…
Просмотров: 422     Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова.

— Отец Димитрий, всегда есть опасение, что празднование останется чем-то внешним: ну, сходили в храм, отстояли ночную службу, дома разговелись, елочка у нас, все вроде как положено… А заглянули к себе в сердце — только тому и рады, что пост, наконец, кончился. Как подготовиться к Рождеству, чтоб по-настоящему его пережить?

— К Рождеству, как и к любому другому церковному празднику, нас готовит наша жизнь в течение всего года. Христос родился в Вифлееме, Он лежал, спеленутый, в яслях, но Он еще и в сердце нашем должен родиться, и в нем пребывать. А что для этого нужно делать? Опыт святых отцов учит нас не обращать излишнего внимания на эмоциональную сторону наших переживаний, то есть не настраивать себя так: я непременно должен радоваться, почему я не радуюсь? Для нас главное не это, а — научиться молиться. Молиться внимательно, не рассеянно, познавая свое несовершенство и греховность — тогда наша молитва будет искренней и сердечной. Жить верою — значит, жить молитвой. Так же, как и храмом, богослужением. Важно не просто «отстоять службу», а как можно более глубоко вникнуть в ее последование, в слова молитв и праздничных песнопений, благо для этого сейчас есть все возможности: можно заранее прочитать службу, разобраться в стихирах, каноне, царских часах.

Мы призваны работать над своим сердцем — это прежде всего. И в этом нам помощь — Рождественский пост. Он не дает нам забыть о Боге; во время поста более глубокой становится наша молитва. Радость приходит как плод труда — мы постарались, потрудились, и по труду нашему Господь даст нам те чувства, в которых мы нуждаемся: и духовную радость, и умиление. Это и есть встреча с Ним, а с Ним всегда легко и радостно, об этом также говорит опыт святых.

— А если нас, как раз под Рождество, обступили со всех сторон проблемы, беды, скорби? Можно ведь сказать: какая тут радость…

— Здесь нам в помощь также опыт православных подвижников. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что самые радостные и плодотворные минуты своей молитвенной жизни пережил в лагере, где провел пять лет. Именно в лагере отец Иоанн, по его словам, научился молиться. Когда не было уже никаких физических сил, Бог давал силы духовные, вселял радость в сердце. Это то, к чему мы должны стремиться — чтобы наша молитва, наша радость о Господе не зависели от внешних условий.

— Чтобы наша радость была полной и подлинной — помогите нам разобраться в богословии праздника. «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим…» — ирмос третьей песни праздничного канона. Сын, от Отца рожденный предвечно, то есть за пределом текущего времени — воплощается и рождается от Девы в конкретный момент нашего исторического времени. В этом времени Он растет, живет, действует, умирает и воскресает. Как это совместить в голове: Вечность — и невечность, временность?

— Рождаясь от Девы Марии, Христос как ипостась Триединого Бога становится Человеком; Его Божественная природа остается неизменной, но как Человек Он проживает свою человеческую жизнь в нашем времени. Бессмертный Бог становится смертным человеком, не переставая при этом быть неподвластным смерти Богом — для чего же? Для того, чтобы человек, который пал, потерял Бога, изменил своему предназначению, мог к Нему вернуться, чтобы человек получил возможность обОжения, или, как писали священномученик Ириней Лионский, святитель Афанасий Великий и другие отцы, стал богом по благодати: «Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог» — кондак праздника.

— Но почему для спасения падшего человека понадобилось именно вочеловечение Бога?

— Принимая человеческую природу, Христос действует — не с высоты небесной, а изнутри падшего человечества. Явившись среди людей как подобный им Человек, Господь ни к чему их не принуждает — выбор, принять Его или отвергнуть, остается за самим человеком, за каждым из нас, ведь вера, как и любовь, может быть только свободной, и Сам Бог не может спасти человека без его встречного желания. Только по вере Бог открывается человеку и входит в его сердце. По вере своей человек входит в Тело Христово — в Его Церковь — по вере становится причастником Его Плоти и Крови, а это стало возможным только благодаря Его воплощению и Крестной Жертве: И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27–28). Воплощение Бога Слова — это проявление премудрости Божией, любви к человеку и уважения к его свободе.

— «…когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление»,— пишет апостол Павел (Гал. 4, 4–5). А что это означает — полнота времени? Почему Богомладенец родился именно тогда, в Вифлееме, не раньше и не позже? Какие часы пробили?

— Полнота времени — это исполнение обетований, ветхозаветных пророчеств о Спасителе мира: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил — так начинается Послание апостола Павла к Евреям. Пророчества о грядущем Мессии, Помазаннике, Искупителе и Спасителе мира мы находим в Псалтири и пророческих книгах — у Исаии, Даниила и других пророков Ветхого Завета. Об этих древних прозрениях нам напоминает богослужение предпразднства и самого праздника: в Навечерие Рождества (6 января) на Великих часах читаются мессианские псалмы (109‑й — Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене… 131‑й — Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его), а также паремии (фрагменты ветхозаветных текстов) из книги пророка Исаии, говорящие о рождении Сына от Девы и о Христе как Отце будущего века. Христос родился — пророчества исполнились: Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис. 42, 3), то есть не применит никакого насилия; Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни <…> изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4–5).

— Там же, в Послании к Галатам, апостол Павел говорит о том, что Христос, воплотившись, освободил нас от «порабощения вещественным началам мира». Как это понимать?

— Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его, — сказано в книге Премудрости Соломоновой (2, 23–24). Вещественные начала мира — тленность, страстность (в значении — болезненность, подверженность страданию) и смертность человека — это следствие грехопадения, отпадения от источника Жизни; как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12). Падший человек стал причастен противоположности Жизни — смерти. И своими собственными силами он ее победить не смог бы. Только Бог, став человеком, побеждает власть дьявола, власть греха и смерти. Сам будучи непричастен греху, становится искупительной и спасительной Жертвой. Но начинается все с Рождества: Христос лежит в яслях, чтобы потом лежать во гробе и воскреснуть.

Газета «Православная вера», № 24, 2020 г. 

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Наступил светлый праздник Рождества, и самое время вспомнить старый добрый жанр святочного рассказа. Сегодня на нашей книжной полке — «Рождественские повести» классика английской и мировой литературы Чарльза Диккенса

Просмотров: 237
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 474
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 801
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 765
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 811
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 727
Комментариев: 0

С помощью 40-дневного поста Святая Церковь постепенно подводит нас к светлому празднику Рождества Христова, давая возможность прочувствовать все величие события Боговоплощения, взращивая в нас искреннюю жажду участия в духовном торжестве. И в песнопениях богослужений постепенно, со все нарастающей масштабностью звучат свидетельства о приближении праздника

Просмотров: 1247
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 1532
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 5114
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 3913
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 1626
Комментариев: 1

Где встретить Рождество? У верующего человека такого вопроса даже не возникает — конечно же, в храме! В минувшую рождественскую ночь кто-то отправился в величественный кафедральный собор, кто-то поехал в небольшой сельский храм, а кто-то решил провести рождественские выходные в паломничестве. Впечатлениями от прошедшего праздника делятся священнослужители и прихожане храмов Саратовской епархии

Просмотров: 1149
Комментариев: 0

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 1995
Комментариев: 0

В пещере не было колыбели, и Богомладенца положили в ясли, из которых пастухи кормили скот. Так с самого Своего рождения Спаситель принял на Себя крест уничижения и страдания, с первых минут Своей жизни Он явил образец смирения — важнейшей христианской добродетели

Просмотров: 2677
Комментариев: 0