+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Нас ради родися Отроча…
Просмотров: 2316     Комментариев: 0

Приближается праздник — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» — поет Церковь в ирмосе первой песни рождественского канона. Но как же нам Его прославить, чем нам Его встретить? Что мы должны для этого осознать? На наши вопросы о предстоящем торжестве отвечает протоиерей Димитрий Полохов, проректор Саратовской православной духовной семинарии, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова.

— Отец Димитрий, всегда есть опасение, что празднование останется чем-то внешним: ну, сходили в храм, отстояли ночную службу, дома разговелись, елочка у нас, все вроде как положено… А заглянули к себе в сердце — только тому и рады, что пост, наконец, кончился. Как подготовиться к Рождеству, чтоб по-настоящему его пережить?

— К Рождеству, как и к любому другому церковному празднику, нас готовит наша жизнь в течение всего года. Христос родился в Вифлееме, Он лежал, спеленутый, в яслях, но Он еще и в сердце нашем должен родиться, и в нем пребывать. А что для этого нужно делать? Опыт святых отцов учит нас не обращать излишнего внимания на эмоциональную сторону наших переживаний, то есть не настраивать себя так: я непременно должен радоваться, почему я не радуюсь? Для нас главное не это, а — научиться молиться. Молиться внимательно, не рассеянно, познавая свое несовершенство и греховность — тогда наша молитва будет искренней и сердечной. Жить верою — значит, жить молитвой. Так же, как и храмом, богослужением. Важно не просто «отстоять службу», а как можно более глубоко вникнуть в ее последование, в слова молитв и праздничных песнопений, благо для этого сейчас есть все возможности: можно заранее прочитать службу, разобраться в стихирах, каноне, царских часах.

Мы призваны работать над своим сердцем — это прежде всего. И в этом нам помощь — Рождественский пост. Он не дает нам забыть о Боге; во время поста более глубокой становится наша молитва. Радость приходит как плод труда — мы постарались, потрудились, и по труду нашему Господь даст нам те чувства, в которых мы нуждаемся: и духовную радость, и умиление. Это и есть встреча с Ним, а с Ним всегда легко и радостно, об этом также говорит опыт святых.

— А если нас, как раз под Рождество, обступили со всех сторон проблемы, беды, скорби? Можно ведь сказать: какая тут радость…

— Здесь нам в помощь также опыт православных подвижников. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что самые радостные и плодотворные минуты своей молитвенной жизни пережил в лагере, где провел пять лет. Именно в лагере отец Иоанн, по его словам, научился молиться. Когда не было уже никаких физических сил, Бог давал силы духовные, вселял радость в сердце. Это то, к чему мы должны стремиться — чтобы наша молитва, наша радость о Господе не зависели от внешних условий.

— Чтобы наша радость была полной и подлинной — помогите нам разобраться в богословии праздника. «Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим…» — ирмос третьей песни праздничного канона. Сын, от Отца рожденный предвечно, то есть за пределом текущего времени — воплощается и рождается от Девы в конкретный момент нашего исторического времени. В этом времени Он растет, живет, действует, умирает и воскресает. Как это совместить в голове: Вечность — и невечность, временность?

— Рождаясь от Девы Марии, Христос как ипостась Триединого Бога становится Человеком; Его Божественная природа остается неизменной, но как Человек Он проживает свою человеческую жизнь в нашем времени. Бессмертный Бог становится смертным человеком, не переставая при этом быть неподвластным смерти Богом — для чего же? Для того, чтобы человек, который пал, потерял Бога, изменил своему предназначению, мог к Нему вернуться, чтобы человек получил возможность обОжения, или, как писали священномученик Ириней Лионский, святитель Афанасий Великий и другие отцы, стал богом по благодати: «Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог» — кондак праздника.

— Но почему для спасения падшего человека понадобилось именно вочеловечение Бога?

— Принимая человеческую природу, Христос действует — не с высоты небесной, а изнутри падшего человечества. Явившись среди людей как подобный им Человек, Господь ни к чему их не принуждает — выбор, принять Его или отвергнуть, остается за самим человеком, за каждым из нас, ведь вера, как и любовь, может быть только свободной, и Сам Бог не может спасти человека без его встречного желания. Только по вере Бог открывается человеку и входит в его сердце. По вере своей человек входит в Тело Христово — в Его Церковь — по вере становится причастником Его Плоти и Крови, а это стало возможным только благодаря Его воплощению и Крестной Жертве: И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27–28). Воплощение Бога Слова — это проявление премудрости Божией, любви к человеку и уважения к его свободе.

— «…когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление»,— пишет апостол Павел (Гал. 4, 4–5). А что это означает — полнота времени? Почему Богомладенец родился именно тогда, в Вифлееме, не раньше и не позже? Какие часы пробили?

— Полнота времени — это исполнение обетований, ветхозаветных пророчеств о Спасителе мира: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил — так начинается Послание апостола Павла к Евреям. Пророчества о грядущем Мессии, Помазаннике, Искупителе и Спасителе мира мы находим в Псалтири и пророческих книгах — у Исаии, Даниила и других пророков Ветхого Завета. Об этих древних прозрениях нам напоминает богослужение предпразднства и самого праздника: в Навечерие Рождества (6 января) на Великих часах читаются мессианские псалмы (109‑й — Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене… 131‑й — Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его), а также паремии (фрагменты ветхозаветных текстов) из книги пророка Исаии, говорящие о рождении Сына от Девы и о Христе как Отце будущего века. Христос родился — пророчества исполнились: Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис. 42, 3), то есть не применит никакого насилия; Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни <…> изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4–5).

— Там же, в Послании к Галатам, апостол Павел говорит о том, что Христос, воплотившись, освободил нас от «порабощения вещественным началам мира». Как это понимать?

— Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его, — сказано в книге Премудрости Соломоновой (2, 23–24). Вещественные начала мира — тленность, страстность (в значении — болезненность, подверженность страданию) и смертность человека — это следствие грехопадения, отпадения от источника Жизни; как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12). Падший человек стал причастен противоположности Жизни — смерти. И своими собственными силами он ее победить не смог бы. Только Бог, став человеком, побеждает власть дьявола, власть греха и смерти. Сам будучи непричастен греху, становится искупительной и спасительной Жертвой. Но начинается все с Рождества: Христос лежит в яслях, чтобы потом лежать во гробе и воскреснуть.

Газета «Православная вера», № 24, 2020 г. 

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

«В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия», — так сказал о притче, которую вспоминает Церковь в эти дни, святитель Николай Сербский (Велимирович)

Просмотров: 611
Комментариев: 0

Наступил светлый праздник Рождества, и самое время вспомнить старый добрый жанр святочного рассказа. Сегодня на нашей книжной полке — «Рождественские повести» классика английской и мировой литературы Чарльза Диккенса

Просмотров: 957
Комментариев: 0

Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии

Просмотров: 1213
Комментариев: 0

Мы подошли к празднику — дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Давайте перечитаем послания некнижного и простого (см.: Деян. 4, 13) галилейского рыбака Симона, которого Сам Господь (см.: Мф. 16, 18) назвал Петром — камнем, на котором основана Церковь, неприступная для врат ада — сил преисподней. Эти письма — поразительные человеческие документы, адресованные не только современникам апостола, но и нам с вами

Просмотров: 952
Комментариев: 0

Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас

Просмотров: 923
Комментариев: 0

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 977
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 880
Комментариев: 0

С помощью 40-дневного поста Святая Церковь постепенно подводит нас к светлому празднику Рождества Христова, давая возможность прочувствовать все величие события Боговоплощения, взращивая в нас искреннюю жажду участия в духовном торжестве. И в песнопениях богослужений постепенно, со все нарастающей масштабностью звучат свидетельства о приближении праздника

Просмотров: 1415
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 1693
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 5446
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 4120
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 1822
Комментариев: 1

Где встретить Рождество? У верующего человека такого вопроса даже не возникает — конечно же, в храме! В минувшую рождественскую ночь кто-то отправился в величественный кафедральный собор, кто-то поехал в небольшой сельский храм, а кто-то решил провести рождественские выходные в паломничестве. Впечатлениями от прошедшего праздника делятся священнослужители и прихожане храмов Саратовской епархии

Просмотров: 1292
Комментариев: 0

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 2270
Комментариев: 0

В пещере не было колыбели, и Богомладенца положили в ясли, из которых пастухи кормили скот. Так с самого Своего рождения Спаситель принял на Себя крест уничижения и страдания, с первых минут Своей жизни Он явил образец смирения — важнейшей христианской добродетели

Просмотров: 2808
Комментариев: 0