+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Максимовка: незамерзающий родник молитвы
Просмотров: 496     Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего.

А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ: они молились о нем, они сделали все, для них возможное, чтобы не стояла Максимовка без церкви, освященной в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Вот что рассказала нам Анна Федоровна Муштафьева, коренная максимовская бабушка, год рождения 1939‑й:

— Наши родители были верующими людьми; бабушка моя была певчей в старой церкви, родители в ней венчались. После революции в церкви сначала хранили зерно, позже устроили клуб. Потом клуб в старой церкви закрыли, потому что построили новый. Но нам отдали колокольню, мы в ней оборудовали помещение для прихода; мне как раз 50 лет тогда исполнилось (конец 80‑х. — М.Б.). Колокольня уже раскрытая стояла, крыши не было, но мы уговорили председателя покрыть нам крышу. Когда старую церковь закрывали, наши родители разобрали по домам иконы, мы потом принесли их туда, в колокольню, а теперь они — вот здесь, видите: Покров Пресвятой Богородицы (ее я принесла), Двенадцать праздников, Воскресение Христово. Когда мы молились в колокольне, к нам ездил отец Валерий Коротеев, который теперь служит в Стригае.

А в 2005 году наша церковь сгорела. Лето стояло жаркое, сухое, воды в речке почти не было. Пожар начался под вечер; говорят, от того, что кто­то там вырезал трубы, которые от клуба еще остались. Дети увидели, закричали: «Дым, дым идет!» — и мы сразу все прибежали, успели вынести все иконы, все, что было там у нас.

После этого нам дали комнату в бывшем правлении колхоза имени ХХ партсъезда. И посоветовали: вот, здание магазина стоит пустое, соберите деньги, купите его под церковь. Да как же нам столько денег собрать?.. Благословились — и пошли по селу. И нам все давали — кто-то побольше, кто-то немножко, но никто не отказывал. И так мы собрали 50 тысяч рублей. А здание стоило 120 тысяч. Кое-как наскребли еще десять тысяч, больше уже негде было взять. И мы с одним нашим прихожанином, Григорием Петровичем, поехали в Базарный Карабулак, в администрацию. И я там сказала: это же магазин потребкооперации, а я в ней проработала 38 лет, неужели вы не можете мне уступить — хотя бы с рассрочкой, я ведь не для себя прошу: для Церкви, для людей, у нас народ в селе верующий. Первый раз нам отказали, мы так и уехали несолоно хлебавши, а второй раз сказали: хорошо, мы вас вызовем. И вот, вызвали, мы приехали туда уже не одни, а со священником, отцом Сергием Козиным, и нам отдали это здание за ту сумму, которую мы сумели набрать.

Когда мы сюда вошли, здесь были просто голые стены, не было отопления, крыша протекала. Мы упросили, чтобы нам провели газ. Отец Сергий служил в Алексеевке, часто приезжать к нам не мог, но мы все равно собирались и молились сами, читали обедницу…

«Молились сами…» — это самая удивительная черта максимовского прихода. У сегодняшнего его настоятеля, священника Евгения Сазыкина, основное место служения — соседняя Жуковка; сюда он тоже не каждое воскресенье может приехать. Но прихожане все равно собираются, читают и поют службу сами. Иначе говоря, совершают ее мирянским чином. Другие бы сказали: ну что ж, не может батюшка, значит, и нам в церкви делать нечего. Но у максимовских все иначе.

Что произошло после покупки здания магазина? В 2008 году был совершен чин положения антиминса: то есть здание стало храмом, но выглядело еще совсем не так, как теперь. И вот как-то раз владыка Лонгин (ныне — митрополит Симбирский и Новоспасский) приехал в соседнюю Жуковку, чтобы совершить Божественную литургию в тамошнем Христорождественском красавце-храме. Туда же подъехали и максимовские и попросили владыку после службы заехать к ним в село. Он исполнил их просьбу, вошел в бывший магазин…

— И спрашивает нас: “Ну что, бабушки, будете молиться?” Мы говорим: а как же. Мы всю жизнь молимся. Мы и по домам собирались молиться, когда совсем уж негде больше было, и в колокольне потом, и в правлении бывшем, и здесь… Он отвечает: “Ну, если вы будете молиться, я вам найду жертвователя”. И недели через две нам сюда повезли стройматериалы…

В наш разговор вступает отец Евгений, приехавший, наконец, из Жуковки. Он рассказывает о том, как бывший магазин потребкооперации превращался в храм:

— Главным жертвователем стал генеральный директор ЗАО «Саратовтрансгидромеханизация» Виталий Шпетер. Он сам предложил владыке свою помощь в восстановлении одного из сельских храмов, и Владыка сразу направил его в Максимовку. Буквально за год здание совершенно преобразилось. И в сентябре 2014 года митрополит Лонгин совершил чин великого освящения.

О максимовской своей пастве отец Евгений говорит так:

— Чудо, а не прихожане. Дай Бог им всем здоровья. Вот, Татьяна Кузнецова и Тамара Клопова — все хозяйственные заботы на них. Село маленькое; школа держится за счет того, что детей подвозят со всех окрестных сел. И тем не менее — приходская жизнь продолжается.

Пелагея Михайловна Трусова сорок лет отработала в колхозе дояркой. Рассказывает, что в Бога веровала с детства: «У меня и отец, и мать были такие же — верующие; книжки божественные читали всегда». Девочкой она отпрашивалась у родителей в соседнюю «глинуху» — глинобитный домик, где собирались женщины: кто прял, кто вязал, а одна из них читала Псалтирь или часо­слов, потом все вместе пели духовные стихи: «И меня все это очень интересовало». Когда Пелагея вышла замуж, ей пришлось отстаивать свое право на молитву: «Мама мне говорит: “Дочка, вот вы ругаетесь с мужем, а ведь это грех”. Я говорю: это ему грех, а не мне. Я молиться хожу, а он меня не пускает». В конце концов, муж смирился. А вот на ферме над богомольной Полей все смеялись: «Молодая, а ходит молиться со старухами!» И вот, далеко позади уже ее молодость, а вера в сердце не погасла.

Отец Евгений с супругой на занятии с юными прихожанами в Старой ЖуковкеУ отца Евгения и супруги его Валерии недавно родилась дочка — четвертый ребенок в семье. Валерия — музыкальный педагог, в прошлом певчая Троицкого собора, до декрета работала в детском саду, пела в храме, помогая мужу, вела воскресную школу. Живут Сазыкины в Жуковке, старшие дети учатся в Базарном Карабулаке — каждое утро ездят туда на школьном автобусе. На доходы сельского приходского священника четверых детей не поднимешь, поэтому отец Евгений обзавелся уже целым крестьянским хозяйством — как и многие наши сельские батюшки: другого выхода просто нет. Но это не тот случай, когда человек унывает от трудностей. Ясно, что отец Евгений полюбил эту красивую и богатую карабулакскую землю. После встречи в Максимовке мы вместе с ним едем на источник Параскевы Пятницы: купель на роднике построена главным ктитором храма в Жуковке Иваном Заметалиным, а вот территорию обустраивать досталось уже отцу Евгению. Удивительное место: заиндевелая деревянная часовенка в глубоком овраге, лесенка, ведущая вниз, в темную бормочущую воду, которая никогда не замерзает.

— Как случилось, что Вы стали священником?

— Я вырос в Пензенской области; мой дедушка, по профессии водитель автобуса, на пятом десятке лет принял решение стать священником. Его звали иерей Владимир Юрин, он служил в селе Кривошеевка Нижнеломовского района Пензенской области, я все каникулы, все выходные проводил там, прислуживал дедушке в алтаре. К сожалению, дед умер, когда я учился в третьем классе. Но после школы у меня сомнений не было — я сразу поехал поступать в Саратовскую семинарию.

Проросли семена, посеянные дедом; хочется верить, что прорастут и семена, посеянные внуком. И, несмотря на многочисленные сегодняшние трудности и беды, храмы в Максимовке и Жуковке никогда не будут пустовать.

Газета «Православная вера», № 23 (667), декабрь 2020 г. 

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 1724
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 5805
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 9832
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 9003
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 8977
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 8554
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 1738
Комментариев: 0

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 1035
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 1133
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 1080
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 1147
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 1251
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 1150
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 1781
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 1621
Комментариев: 0