+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Людей, которые выступают за строительство храмов, гораздо больше, чем тех, кто против
Просмотров: 3600     Комментариев: 0

Что увидит Патриарх Кирилл в Саратове? Прислушивается ли Церковь к мнению жителей в случае конфликтов при строительстве храмов? Кто может вдохнуть жизнь в руины прекрасных церквей в умирающих деревнях? На эти и другие вопросы отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

― Саратовская епархия готовится к визиту Святейшего Патриарха Кирилла. Можно ли сравнить это с тем, что происходит в «обычной» жизни, например, с инспекционной поездкой по регионам первых лиц государства? Или задачи и значение этого визита в церковной жизни несколько иные?

― Для Саратовской епархии предстоящий визит Святейшего Патриарха Кирилла — событие, вне всякого сомнения, историческое. Это второй визит Первосвятителя Русской Церкви в наш город за все время его истории. Впервые к нам приезжал Святейший Патриарх Алексий II 21 год тому назад, в 1993 году. Встречал его приснопамятный архиепископ Пимен. Этот приезд, без всякого преувеличения, всколыхнул церковную жизнь в городе и регионе.

Сравнивать какие-то события церковной жизни с жизнью светской не совсем правильно, хотя, безусловно, есть и нечто похожее. Конечно, когда приезжает гость, любой человек готовится к его приезду. Даже если мы просто приглашаем кого-то к себе домой, мы стараемся навести порядок и достойно принять гостя. Это совершенно нормальное человеческое чувство. Приезд Святейшего Патриарха для нас еще и возможность показать, что было сделано за эти годы.

Центральным пунктом программы визита Святейшего Патриарха станет освящение храма святого апостола Иоанна Богослова в Саратовской православной духовной семинарии. Возвращение Церкви исторического здания семинарии было для нас очень значимым событием. Хотя зданию требовался капитальнейший ремонт, сейчас оно полностью отреставрировано, и мы хотим поделиться нашей радостью со Святейшим Патриархом. Однако, конечно же, самое главное — это возможность саратовской пастве помолиться со своим Предстоятелем, как и для Патриарха ― помолиться со своей паствой.

― Многих беспокоит вопрос: не ляжет ли это мероприятие дополнительной нагрузкой на весьма проблемный бюджет области?

― Могу совершенно ответственно заявить ― не ляжет. Конечно, какие-то средства нам потребовались. Достаточно посмотреть на те работы, которые идут сейчас в храмах города. Но все они проводятся только на добровольные пожертвования благотворителей. Ни копейки денег ни из областного, ни из муниципального бюджета потрачено не будет.

― В продолжение «бюджетной» темы. Недавно общественники города Балашова получили подтверждение тому, что здание Балашовской епархии ремонтируется на средства бюджета. Так ли это? Их недовольство вызывает и то, что здание, переданное новообразованной епархии, никогда не было церковным.

― Здание, которое было передано Балашовской епархии, действительно раньше не принадлежало Церкви, это бывшая гостиница «Метрополь». Оно пустовало уже длительное время и, как это часто, к сожалению, бывает, было доведено до полуразрушенного состояния, несколько лет простояв размороженным. Еще немного ― и этот архитектурный памятник был бы утрачен. Если бы в Балашове нашелся хоть один претендент на это здание, никакой передачи его Церкви не произошло бы. То, что он передан Балашовской епархии, стало просто спасением для него. Только люди, ослепленные ненавистью к Церкви, могут увидеть что-то плохое в том, что этот разрушающийся памятник архитектуры наконец обрел хозяина. Ведь до этого желающих просто не находилось ― в силу того, что его не то что отреставрировать, но и содержать впоследствии будет непросто.

Это здание ― объект культурного наследия, и средства на его восстановление выделены в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». Да, средства из бюджета выделяются на реставрацию и тех памятников, которые принадлежат Церкви, в этом нет абсолютно ничего противозаконного. И если в городе Балашове на средства федерального бюджета будет восстановлено одно из красивейших дореволюционных зданий, честно говоря, я не понимаю, чем тут можно возмущаться.

― В том же Балашове группа людей выступает против строительства собора в городском парке. Подобные конфликты есть и в областном центре. Прислушивается ли Церковь в подобных случаях к мнению жителей, общественности?

― «Группа людей» — думаю, слишком громко сказано. Действует в основном один человек, который откровенно называет себя язычником. Причем он не просто везде говорит о том, что он против строительства православного храма в принципе,― он дал несколько интервью с прямыми оскорблениями в адрес православных верующих. Подобные действия и высказывания называются разжиганием межрелигиозной розни. Недавно он с небольшой компанией единомышленников призывал к референдуму об отделении Балашова от Саратовской области. Их не послушали, справедливо отреагировав как на маргиналов, пытающихся любыми путями привлечь к себе внимание. Полагаю, что точно так же следует поступать и в этом случае.

Что касается возможного недовольства жителей ― и районной администрацией, и Балашовской епархией проведена большая разъяснительная работа. Никакого вреда существующему парку строительство не нанесет, потому что собор займет не такое уж большое место.

Прислушивается ли Церковь к критике? Конечно, прислушивается, если эта критика конструктивная. Когда нам говорят: «Пожалуйста, здесь строить не надо, давайте в другом месте», ― мы всегда идем навстречу. А когда говорят: «Мы вам не дадим строить храм вообще, потому что ненавидим Православную Церковь», ― это уже не критика, а, повторю, разжигание межрелигиозной розни.

Не надо забывать и о том, что любой новый храм строится не потому, что этого захотело Епархиальное управление, а потому, что этот храм нужен людям. Сегодня и в органах власти, и у нас в Епархиальном управлении ― десятки обращений жителей Саратова и области с просьбой построить церковь в том или ином месте. Причем под каждым из этих писем ― подписи сотен, а порой и тысяч человек. Ведь это тоже общественное мнение! Я уверен, что людей, которые выступают за строительство храмов, гораздо больше, чем тех, кто против, ― просто эти люди пока еще не ходят с плакатами.

― Почему храмы строятся в городах, где их немало, и не восстанавливаются в селах? Многие из них сохраняют поразительную красоту и величие, даже несмотря на то, что находятся в руинированном состоянии…

― Упрекать Церковь в том, что она строит храмы в городах и не восстанавливает в селах, ― все равно, что сказать: «Зачем строить школу в городе, когда в таком-то селе школа есть, и она пустует? Построили ее на 700 человек, а учится в ней 50-70… Давайте лучше восстановим эту сельскую школу вместо того, чтобы строить новую в городе». Точно так же и с храмами.

На самом деле храмов в городах очень мало, их не хватает. В селах они тоже восстанавливаются, хоть и не очень быстро. Сегодня в Саратове один храм приходится почти на 25 тысяч жителей, в селах или в райцентрах ― один на тысячу, максимум на три-пять тысяч человек. Поэтому мы будем строить храмы в городах ― это необходимо для того, чтобы помочь нашему народу прийти к Богу. Но точно так же мы будем стараться восстановить и те сельские храмы, которые сегодня стоят в руинах. Однако если в городах процесс строительства поддается хоть какому-то планированию, на селе ничего запланировать невозможно. В селах храмы строятся и восстанавливаются только чудом Божиим, потому что ни у епархии, ни у жителей этих сел на это нет средств.

Храм в Кутьино Новобурасского района Саратовской областиПриведу несколько примеров. Есть такая деревня Кутьино в Новобурасском районе. Там стоит великолепный храм, вмещающий не меньше тысячи человек. Он был построен в начале XX столетия жителями этого, когда-то очень богатого села. Сегодня он находится в руинированном состоянии: рухнул купол, перекрытия. Мы построили рядом очень небольшой, 6 на 10 метров, храмик, где совершается богослужение. Жителей в этом селе осталось менее 300 человек. Практически все они пенсионеры и глубокие старики. А до революции в этом селе жило несколько тысяч человек! Спрашивается: кто и что может сделать в этом случае? Никто, если только Господь не пошлет какого-то неравнодушного человека. Совсем недалеко ― село Сокур, примерно в таком же положении. И точно так же в нем стоял поруганный и полуразрушенный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенный по проекту известного саратовского архитектора А.М. Салько. Нам очень хотелось его спасти, хотя бы законсервировать, устроить кровлю. И вот нашлись люди, которые прислушались к моим просьбам и начали что-то делать. Вы знаете, часто бывает, что, начав восстанавливать храм, человек загорается. Сердце нормального человека не может остаться равнодушным, когда он видит эту поруганную красоту, созданную руками наших предков. И за несколько лет этот храм был полностью восстановлен во всем своем великолепии. Да, храм стоит в умирающем селе, но он буквально чудом Божиим восстановлен из руин. И таким же образом в нашей области возрождено несколько десятков храмов. Но многие все еще ждут своего времени, ждут благотворителей, чье сердце загорится желанием сохранить эту святыню для нас и наших потомков.

Владыка Тарасий в Балашовской епархии с предельным напряжением сил реставрирует несколько сельских храмов, в том числе храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Чириково Турковского района. Это усадебная церковь дивной красоты, которая тоже находится в деревне, практически прекратившей свое существование.

Поэтому на селе храмы тоже восстанавливаются, но постепенно, с большим трудом. Хотелось бы, чтобы люди, которые любят делать какие-то безапелляционные обобщения, просто внимательнее присмотрелись к тому, что сегодня делает Церковь.

― За время, прошедшее со дня учреждения митрополии, стали ли новые епархии по-настоящему самостоятельными? Оправдались ли надежды, которые были связаны с образованием новых епархий на территории Саратовской области?

― Да, безусловно, они стали самостоятельными. Я очень рад, что преобразование нашей епархии в митрополию состоялось, потому что каждый день имею возможность очевиднейшим образом убедиться в том, какую пользу это принесло, насколько оживилась церковная жизнь на местах, в районах области.

Газета «МК в Саратове» № 43 (896), 22-29 октября 2014 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.