+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
«Каждый человек приходит к Богу своим, неповторимым путем…»
Просмотров: 2966     Комментариев: 0

Интервью Епископа Саратовского и Вольского Лонгина газете "Саратовская панорама". Опубликовано в № 2 (229) от 14 января 2004 г.

— Владыка, расскажите, как Вы пришли к вере? Предшествовал ли этому какой-нибудь особенный момент в Вашей жизни?

— Я благодарю Бога за то, что в детстве меня водили в храм, причащали. Потом был период взросления, когда я не ходил в церковь. Но когда в студенческом возрасте начали возникать вопросы о смысле жизни, я знал, помнил, куда надо идти за ответами. Тогда я был еще далек от церковной жизни, но очень много читал. В то время я учился на филологическом факультете Абхазского Государственного университета, хотел стать учителем и часто проводил лето в Москве, у бабушки. А однажды друг повел меня в храм "Всех скорбящих радосте" на Большой Ордынке, и я услышал замечательную проповедь… В этом храме тогда пел лучший в Москве хор, а среди прихожан было много людей искусства — писатели, художники, музыканты. И я тоже начал туда ходить, постепенно проникаясь красотой церковной жизни.

 И все-таки: как, когда пришло решение стать священником?

— Не могу сказать, что был какой-то толчок, момент прозрения: вот, мол, еще вчера вечером я был человеком неверующим, а утром проснулся верующим и с желанием стать священником. К этому я шел постепенно. Но когда твердо решил стать священником, и узнал, что для поступления в семинарию нужно отслужить в армии, пришел в военкомат и сам написал заявление, чтобы меня забрали…

 Наверное, этот поступок и в то время многим показался странным?

— Конечно, ведь у меня была законная отсрочка. Поэтому даже маму попросили расписаться на заявлении, что она согласна. Потом я благополучно отслужил полтора года в армии и поступил сразу на второй курс духовной семинарии. А еще через год — принял монашеский постриг.

 Значит, Вы тоже принадлежите к поколению, которое пришло к Церкви уже во взрослом, сознательном возрасте, со всеми вытекающими отсюда трудностями "переходного периода"?

— Я глубоко убежден, что каждый человек приходит к Богу своим, неповторимым путем. Хорошо, когда человек с ранних лет живет верой. Во взрослом возрасте бывает гораздо труднее распознать Божий призыв, который нередко выражается в муках совести, недовольстве собственной жизнью, внутренних метаниях. Многие люди ищут, но не все находят. Ведь для того, чтобы придти к Церкви, приходится во многом ломать свою жизнь, нужно суметь искренно покаяться, а это бывает очень трудно, для кого-то — непосильно. Я знаю немало людей, которые яростно, в муках отстаивают свое право быть, оставаться неверующими… Это бывает страшно — видеть, как они сами при этом мучаются. Мы должны не осуждать, а молиться за всех неверующих и всеми силами помогать им. Ничего не желает Господь, как только того, чтобы, ощутив сердцем Его любовь, мы сами откликнулись на нее…

 Владыка, можно ли сказать, что на сегодняшний день Вы самый молодой глава епархии?

— Нет, не так. На сегодняшний день я — последний из рукоположенных епископов*, а по возрасту есть и моложе меня. Но, думаю, что и "самым последним" я буду оставаться недолго, может быть, несколько месяцев… Слава Богу, потребность в духовенстве все время растет. Посмотрите сами: за последние десять лет количество храмов по стране увеличилось на порядок, но они нигде не стоят пустыми, везде есть люди. Мало того — храмов сильно не хватает…

*На момент выхода газеты — уже предпоследний.

 Во всех своих интервью Вы говорите, что Саратовская губерния в этом смысле особенно заметно отстает от остальных?

— Да, в Саратовской епархии положение дел все-таки особенно трудное. Например, в Воронеже — я сейчас говорю только об одном городе! — на сегодняшний день действуют 80 приходов. А мы имеем 70 действующих церквей на всю епархию. Недавно на дни памяти Владыки Пимена из Волгограда приезжал Владыка Герман — мы много беседовали… Так вот, в соседнем Волгограде имеется уже 60 приходов, а у нас, на все миллионное население Саратова и Энгельса — меньше двух десятков действующих церквей! Как видите, разница колоссальная. При таком положении я готов открывать новые приходы не только в храмовых зданиях, но и в любых приспособленных для этого помещениях.

К сожалению, многие храмы нашей губернии до сих пор еще не переданы Церкви, лежат в руинах, и мы сильно опасаемся, что скоро их невозможно будет восстановить. Нужно еще более активно заниматься реставрацией старых и строительством новых храмов, а это возможно при поддержке руководства области и города, бизнесменов, всех неравнодушных людей.

— Главные события прошедшего 2003 года — какие они для Вас?

— В октябре прошлого года в наш город прибыли мощи святых угодников Божиих, преподобных Киево-Печерских и Радонежских отцов, которые затем с крестным ходом были перенесены в кафедральный Свято-Духовский собор Саратова. И так отрадно было видеть всеобщее воодушевление, вызванное этим событием, ставшим подлинным духовным торжеством для верующих нашей епархии! Можно было видеть, как даже люди, не принимавшие участия в крестном ходе, стоявшие у обочины дороги, провожали взглядом святыню, а кто-то, не стесняясь, плакал от умиления, от переполняющих душу чувств.

Также и кратковременное пребывание в Саратове другой святыни, чудотворной иконы преподобного Серафима Саровского, доставило радость и утешение множеству людей, очередь к храму преподобного растягивалась на десятки метров: верующий народ часами простаивал на осеннем холоде, только бы поклониться образу великого чудотворца, испросить его помощи и благословения.

В декабре в Саратове прошли "Дни памяти архиепископа Пимена (Хмелевского)", приуроченные к десятилетию со дня кончины этого замечательного русского иерарха второй половины XX столетия, который двадцать восемь лет нес служение в нашей епархии. Дни памяти Владыки Пимена вылились в целый комплекс разнообразных мероприятий церковно-просветительского характера, столь необходимых сегодня, когда Церковь как никогда должна быть открыта для мира.

Значительным событием стала и прошедшая 17-18 декабря Первая научно-практическая конференция "Православие и духовное здоровье нации", целью которой явилось установление конструктивного диалога между Церковью и властью, институтами образования и здравоохранения.

 Судя по всему, Вы уделяете большое значение православному образованию и просвещению. Сейчас этот вопрос стоит на первом месте?

— Это очень важный вопрос. Но все-таки самая главная для нас сегодня задача — всеми силами постараться наладить нормальную приходскую жизнь в епархии, а для этого, как я уже сказал, нужны новые храмы, больше священнослужителей. На сегодняшний день наши батюшки чересчур перегружены, и времени и сил у них порой хватает лишь для исполнения самых насущных культовых потребностей сотен прихожан.

А ведь на самом деле нужно, чтобы священники всех своих прихожан знали в лицо, знали проблемы каждого, ждали их у себя в храме, радовались встрече. Ведь когда-то в России так и было…

Я глубоко убежден, что именно во время исповеди устанавливаются по-настоящему глубокие отношения между священником и его чадами, и такое общение не могут заменить никакие научные встречи или диспуты. Мы должны возрождать церковные общины, а это, прежде всего, люди, которые умеют жить общими делами и интересами, помогают друг другу и своим ближним. Сейчас приходская жизнь постепенно восстанавливается - но пока очень медленно…

 Владыка, а что Вы считаете своим домом? Как удается отдыхать, восстанавливать свои силы?

— Для меня дом, это то место, где я несу служение. Теперь это Саратов. А отдыхать пока некогда — слишком много нужно успеть сделать.

 И последний вопрос: в эти святочные дни душа настроена на что-то необычное… А было ли в Вашей жизни то, что вы можете назвать чудом, видимым проявлением Промысла Божия?

— Именно в том московском храме, в который я начал ходить в студенческие годы, находилась старинная и очень редкая икона святого мученика Лонгина Сотника. Икона была почитаемой, и поэтому всякий раз по окончании службы я слышал это незнакомое мне поначалу имя. И когда впоследствии стоял на монашеском постриге и вдруг прозвучало: "Брат наш, монах Лонгин…", я был поражен, и на своем уже примере убедился в том, что путь каждого человека складывается не по воле случая, а по великому Промыслу Божию.

Газета «Саратовская панорама» № 2 (229), 14 января 2004 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.