+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Как вылепить чувства?
Просмотров: 300     Комментариев: 0

Гневаться — хорошо это или плохо для верующего человека? Можно ли верующему обижаться? Что такое для христианина зона комфорта и нужно ли из нее выходить? На эти и другие вопросы можно найти ответы в новой книге христианского писателя и психолога Александра Ткаченко «Снежные чувства».

Несколько слов об авторе. Александр Ткаченко родился в 1967 году в городе Переяслав-Хмельницкий Киевской области. Закончил Московский институт психологии и педагогики. Автор нескольких книг, постоянный автор журнала «Фома» и «Православие и современность». Отец четверых детей.

Человеку свойственно копаться в себе, рассматривать под разными углами свои отношения с другими людьми. Кто-то в итоге так и не понимает, каким он хочет стать и что ему для этого нужно изменить в себе. Другие, напротив, точно знают, что желают быть непревзойденными ораторами, успешными бизнесменами или суперродителями. С верующим человеком вроде бы все понятно: мы хотим жить по Божиим законам и стать чуть ближе к Тому, Кто нам эти законы дал. Казалось бы, обратившись к святоотеческой литературе, мы узнаем, как именно стать лучшей версией себя, как наладить отношения с самыми дорогими и близкими. Но иногда мы так и не находим для себя ответа на вопрос: что делать со своими чувствами и эмоциями в современном, таком интересном, но порой таком жестоком мире?

Именно о чувствах рассуждает в книге, о которой идет речь, психолог Александр Ткаченко. На обложке издания написано, что читателю предстоит окунуться в «психологические этюды о семейной жизни». Но автор не просто описывает интересные случаи из жизни современных семей — он по полочкам раскладывает информацию о том, как возникают в той или иной ситуации гнев, раздражение, ненависть или обида.

Первая часть книги носит название «Духовные ловушки». Все описанное в ней касается наших внутренних переживаний и стяжаний. Может ли верующий человек испытывать агрессию? Как христианину выстроить личные границы? Каждый вопрос рассмотрен с точки зрения и психологии, и Православия.

«Каждый человек еще с раннего детства (а иногда даже с внутриутробного периода развития) обладает своим индивидуальным набором психологических проблем.

Такой набор впоследствии будет обрастать все новыми и новыми подробностями, видоизменяться, дополняться особенностями, свойственными каждому возрасту. Эти проблемы могут не достигать критических значений, за которыми начинается собственно психическая болезнь или расстройство. Но предпосылки к ним присутствуют в каждом из нас, и игнорировать этот факт было бы крайне неразумно».

К слову сказать, такой взгляд на человеческую психику вполне согласуется с православным учением о человеке. Так, преподобный Симеон Новый Богослов пишет об этой поврежденности нашей психической жизни: «Со времени преступления Адамова растлились все природные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души… Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно? По сей причине все, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно».

На протяжении всей книги психолог подкрепляет сделанные им выводы выдержками из Евангелия, цитатами из святых отцов и примерами из их житий. Так, рассуждая о том, можно ли православному человеку наслаждаться жизнью — в частности, досугом и увлечениями, он пишет:

«Более того — даже то, что сегодня принято называть хобби, христианство не отнимает у человека. Полтора столетия назад наш соотечественник святитель Феофан (Говоров) принял на себя особый подвиг — ушел в затвор. Оборудовав себе помещение на втором этаже двухэтажного дома, он более двадцати лет не вступал в живое общение ни с одним человеком, посвятив свою жизнь молитве и переводам духовной литературы. Но кроме обширной библиотеки он также взял с собой в затвор… фисгармонию, токарный станок, несколько ящиков инструмента для столярного, слесарного и переплетного дела, набор красок, пигментов и всего необходимого для живописи и иконного письма. “Нельзя все духовным заниматься, — писал он, — надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена, ни думать, ни Богу молиться не способна”. В затворе святитель действительно занимался на досуге резьбой по дереву, писал картины и иконы, переплетал книги, музицировал на фисгармонии и даже учился играть на скрипке. А еще у него в келье были микроскоп, телескоп и фотоаппарат».

Во второй части книги, названной «Школа примирения», речь ведется уже не о внутреннем переживании эмоций, а о чувствах, возникающих при общении в семье, с самыми родными и близкими людьми. Здесь автор раскрывает читателю причины «холодности супруга», объясняет, почему мы обижаемся на своих детей и почему боимся отпустить их во взрослую жизнь.

В «Школе примирения» Александр Ткаченко подкрепляет свои идеи не только выдержками из святоотеческой литературы, но и приводит конкретные примеры из жизни современных семей.

«Папа моего друга всю жизнь работал на заводе. Много лет был фрезеровщиком высшего разряда, потом пошел учиться и работал уже в отделе сбыта готовой продукции. А его сын мечтал стать рок-музыкантом… Все одноклассники после окончания школы на заводе трудятся, а этот знай себе стучит на барабанах в местном Доме культуры, говорит, что его кумир — Van Halen, и заявляет, что тоже будет рок-звездой… И знаете, что сделал папа? Он несколько недель вечерами после работы приходил в цех, переодевался в спецовку и точил на станке детали крепежа и стоек, накатывал из металлического листа барабаны, подгонял винты, барашки и еще кучу всякой барабанной мелочевки. И в итоге сделал сыну ударную установку, которую в те времена даже в Америке можно было купить разве что на заказ… Но он верил своему сыну, уважал его выбор и, как мог, помогал ему добиться цели. Сын действительно стал музыкантом, у него своя группа, своя студия, он продюссирует молодых исполнителей, занимается звукорежиссурой, пишет музыку для театра и кино. Короче, его музыкантская жизнь состоялась».

Ценность этой книги не только в том, что автор касается острых вопросов психологии человека с точки зрения Православия. В ходе повествования психолог дает читателю важные практические советы, которые настолько просты, что применить их может каждый. Приведу здесь некоторые из них.

«Взрослость родителей проявляется <…> как раз в способности, не разрушаясь, воспринять детский гнев, обиду, оскорбления и дать обратную связь, в которой не будет таких же чувств, а будет ясно считываемый ответ: да, я люблю тебя даже такого, я готов быть с тобой рядом и поддержать тебя, помочь тебе. Такое поведение очень успокаивает детей, потому что это — поведение сильного, старшего. Того, на кого можно опереться, кто выдерживает то, чего еще не научились выдерживать дети».

«Самый надежный способ привить ребенку почтение к родителям — научить его любви и состраданию к ним, воспитывать его чувства в духе евангельских заповедей. И никто на свете не сможет научить этому ребенка лучше, чем это сделает мама. Если это пока не очень получается, и обида порой терзает материнское сердце — не беда, Бог целует и намерение благое. Там, где мамочка твердо решила работать над воспитанием собственных чувств, непременно будет результат и у ребенка».

Александр Ткаченко написал не просто книгу о том, как подружиться со своими эмоциями,— он показывает, как из миллионов сиюминутных снежинок-чувств вылепить настоящую, крепкую духовную фигуру. Книга «Снежные чувства» — о том, что создавать себя нужно обязательно вместе с родными, не разрушая при этом их чувствительных, уже слепленных снеговичков.

Газета «Православная вера» № 02 (646)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.