+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Дух Божий даром получить нельзя
Просмотров: 1133     Комментариев: 0

«Каждое испытание, посланное нам Господом, есть знак Его доверия к нам. Не должна ли эта мысль исполнить нас любовью к испытаниям?..»

Я держу в руках не совсем обычную книгу. Впервые она была издана в России в 1908 году под заголовком «День за днем. Дневник неизвестного священника». Почему автор предпочел анонимность? Пока неизвестно, поскольку неизвестен и он сам. Но не исключено, что тайна раскроется. Ведь за последние два десятилетия анонимный «дневник» (строго говоря, не совсем дневник — скорее, своего рода духовный календарь) выдержал уже не одно издание, и интерес к нему в православной среде возрастает.

В некоторых изданиях книга именуется «Каждый день — подарок Божий». Каждому дню года в ней соответствует отдельная небольшая главка, своего рода размышление, предваряемое цитатой из Священного Писания. То есть мы можем читать по главке каждый день. Многие так и делали, и делают. Например, последняя русская императрица, святая страстотерпица Александра Федоровна в Тобольске. Ей эту книгу в свое время подарила фрейлина и близкая подруга Анна Вырубова. И именно в письме к Анне Александровне обреченная царица сообщает, что читает «День за днем» каждый день и что находит в этой книге много для себя утешения. В каком душевном состоянии собиралась Александра Федоровна в ссылку — это мы можем лишь отчасти вообразить, однако же эту книгу она с собой взяла. Давайте попробуем прочитать ее глазами — насколько это для нас возможно — хотя бы вот эту главку:

«Спаситель никогда не терял терпения, никогда не переставал любить, благословлять, благотворить всем и каждому, всегда был готов излить дары Своей любви, хотя знал и видел, что люди, в жестокосердии своем, отвергали и не принимали их.

Он открывал Свои объятия, простирал руки Свои к народу, и этот же народ пригвоздил их ко Кресту! Но, пригвожденные ко Кресту, святые руки несли искупление и жизнь. Как часто сами ученики не понимали Господа, как часто они огорчали Его своим неверием, своим малодушием, своими колебаниями; однако Он никогда не раздражался — не умолкало Его учение, не ослабевала любовь к ним.

Сколько терпения нужно было, чтобы быть ежедневно в этой страждущей, несчастной, часто неистовой толпе, которая не давала Ему покоя, требуя от Него исцеления и помощи. Однако Он с постоянной кротостью отдавался этой толпе, истощая все Свои силы в служении падшему и страждущему человечеству.

Когда же Он очутился лицом к лицу со Своими врагами, что за чудный пример смирения видим мы в Нем!..»

Православной литературы сегодня гораздо больше, чем любой из нас в силах прочитать. Выбрать книгу, которая нужна тебе именно сейчас, которая подойдет к твоему нынешнему состоянию, как ключ к замку, — непросто. Помогает интуиция… Или Сам Бог помогает нам порой среди стеллажей в биб­лиотеке или магазине православной книги? Я не могу объяснить, почему моя рука так решительно потянулась именно за этой неприметной, в мягком переплете, книжкой. Незнакомые книги я всегда открываю наугад, посередке — читаю абзац-другой и затем пытаюсь почувствовать, что произошло у меня внутри, занялся огонек или не занялся. Если ясного чувства нет — смотрю аннотацию и предисловие. Но на сей раз я читала предисловие уже дома. А в магазине мне попалось, по-моему, вот это:

«Не говорите, что вы не можете верить тому, чего вы не понимаете. В нас самих есть свойство, которое превыше всякого ума и которое никакой ум объять не может. Это нечто необъяснимое, нечто возвышающее нас над собственным нашим рассудком, открывающее душе нашей целый мир, недоступный умственному взору…».

Тем же вечером я начала выкладывать «Каждый день…» на своей страничке в социальной сети. Отклик меня поразил! Все мои сетевые друзья вдруг разделились на две партии, две части, равные ли, неравные — не так важно. Одна: «Да, я тоже давно знаю и люблю эту книгу». Вторая: «Спасибо вам за то, что вы мне эту книгу открыли».

Оказалось, люди читают записи безвестного русского батюшки в самых разных, в том числе и очень тяжелых жизненных обстоятельствах. Он помогает разобраться в себе, сориентироваться в ситуации, освободить связанные духовные силы, а главное — поверить, что в страдании нашем мы не одиноки:

«Неужели забота Провидения простирается на каждого отдельного человека? Неужели Господь знает о моем ужасном унынии, о моем одиноком пути по безотрадной пустыне? А мне казалось, что я всеми покинут, потерял Бога моего. Я звал Его днем и ночью и думал, что Он меня не слышит. Однако в то самое время все было известно Ему: и мое одиночество, и громадная, бесплодная пустыня, по которой я проходил.

Почему же я сомневался? Господь был все время ко мне близок. На этой самой казавшейся бесплодной почве, без моего ведома, в безмолвной тишине Он посеял те семена, которые должны были взойти в земле обетованной. <…> Постигнув эту близость Господа, я возблагодарю Его больше всего за те одинокие часы душевной тоски и внутренней борьбы, когда Он невидимо был со мною, и, наконец, я познал Бога и испытал на себе Его любовь».

Не говоря о себе напрямую, совершенно ничего не сообщая о своих жизненных обстоятельствах, анонимный автор присоединяет читателя к собственному своему опыту:

«Не испытали ли и мы на себе необычайную, неизъяснимую силу, непонятное для нас самих возрастание веры нашей именно в те тяжелые минуты, когда нам казалось, что мы покинуты всеми? В непосильной борьбе, среди мрака горестей и скорбей, мы только глазами веры могли узреть луч света; вера поддержала нас, надежда блеснула нам среди мрачных туч, и сама смерть стала для нас откровением другой, высшей, истинной жизни».

Предваряя каждую главку цитатой из Священного Писания, автор заставляет (именно заставляет — такова его энергия, таков его сердечный жар!) нас воспринимать эти слова как обращенные — не к кому-то, а непосредственно к нам. Вот пример:

«Сколько времени Я с вами — и ты не знаешь Меня, Филипп? (Ин. 14, 9) Какой поразительный вопрос для каждого из нас! Неужели столь близкий и знакомый нам с детства Спаситель остался для нас чужим? Неужели и к нам, бывшим так часто свидетелями Его благости, Его славы, Его милосердия, к нам, пользующимся столь великими преимуществами, к нам, питавшимся Его словом с ранних лет, может быть обращен этот вопрос? Не знать Его значит не знать ничего — познавая Его, узнаешь все. Постараемся проникнуться всецело этим сознанием, в нем мы найдем ответ на все мучительные вопросы, разрешение всякого недоумения.

Познание Христа! Вот в чем смысл нашей жизни, вот где свет после мрака, мир и успокоение после страха, после борьбы! <…> Наши грехи, наше горе, наши ошибки происходят оттого, что мы не знаем Его. Тот, кто лучше познает Хрис­та, проникнет до глубины истины и подымется высоко над землею…»

Христианство не есть учение, не есть философия, оно есть жизнь, именно вся жизнь: нет в нашей повседневности ситуаций, которые не ставили бы нас перед христианскими требованиями и тем самым не раскрывали бы нам всё глубже нашу веру. Вот почему автор «Дневника» обращает наше внимание на перипетии наших взаимоотношений: «Часто, прощая обиды, мы в глубине души питаем все же некоторое отчуждение к обидевшему нас. Но в таком случае мы должны ожидать того же от Господа: Какою мерой мерите, возмерится и вам (Мф. 7, 2), — говорит Господь. Если мы думаем при этом про себя: «Я бы хотел простить, но не могу», — мы недостойны приступить к Господу с молитвой о прощении. Лучше оставь все — твою молитву, твой труд, и прежде помирись вполне, всецело со всеми, и тогда обратись снова к Богу. (…) Нам будет прощено настолько, насколько мы прощаем».

Уныние следует за любым из нас, как тень в солнечный день. Читая «День за днем», мы, при всей нашей благодарности автору, не можем избавиться от подспудной мысли: «Да написано-то хорошо, а вот как на практике всё это…». Однако и этой нашей мысли безвестный батюшка отвечает:

«Дух Божий даром получить нельзя. Его получает только тот, кто томится, жаждет Бога, как измученный зноем пустынник жаждет воды в пустыне. В сердце каждого человека, как в глубоком роднике, сокрыт образ Божий — непробужденными спят чувства Божеские. Прислушайтесь к Божию роднику в глубине вашего сердца, дайте свободу светлым Божиим струям, внесите в жизнь хоть каплю Божией любви и Божией правды и не потеряете награды своей».

Как сложилась судьба автора этой книги? Весьма вероятно, что он дожил до богоборческой эпохи. Совсем не исключено, что стал мучеником… А может быть, умер своей смертью. Имя его ведает Бог… Но о чем еще мы должны задуматься, питаясь плодом земной жизни этого человека? На мой взгляд — о той цене, которой ему самому достался полновесный плод; о труде, о подвиге рядового русского священника. Чтобы — для начала — не удивляться тому, что от нас тоже требуется труд, и не жаловаться на это.

Газета «Православная вера» № 24 (596)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.