+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Дивный плод терпения и смирения
Просмотров: 843     Комментариев: 0

Чем должен стать для нас тот или иной праздник церковного года? Торжественным воспоминанием определенного события Священной истории? Сердечным переживанием этого события? Да, но не только. Думается, каждый праздник должен оказаться для нас очередным духовным приобретением или уроком. Мы всякий раз призваны что-то открыть для себя в этот день, что-то понять глубже, чем раньше, что-то увидеть другими глазами. Об уроках первого из двунадесятых праздников церковного года — Рождества Пресвятой Богородицы — мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора в Саратове иереем Александром Степовиком.

— Отец Александр, Священное Писание и Священное предание Церкви не одну такую историю хранят: бездетная супружеская пара или бесплодная женщина страдают от своего бесчадия, возраст заставляет их расстаться с надеждой… и вот тут-то и происходит чудо — рождается дитя с великой судьбой. Вспомним Авраама и Сарру, мать пророка Самуила Анну (1 Царств, глава 2), из позднейших событий — Захарию и Елисавету… Почему же так, почему родительскому счастью, чудесному обретению предшествует столь долгое, столь мучительное ожидание и отчаяние?

— Не соглашусь с таким определением — мучительное ожидание, отчаяние… Скорее, во всех этих случаях нужно говорить об ожидании в смирении, в терпении, в доверии к Богу. Что делает будущий отец Пресвятой Девы Иоаким, когда первосвященник Иссахар отказывается принять его дары, поскольку он бездетен, то есть — по убеждению первосвященника — не имеет благословения Божия и скрывает некие свои тайные грехи?

Иоаким не ропщет, не злится, не ищет способа выплеснуть свою обиду — он, как говорит нам Предание, уходит в пустыню, накладывает на себя сорокадневный пост и молится Богу. Он просит Бога сотворить с ним такое же чудо, какое сотворил Господь с Авраамом, дав ему в старости сына Исаака. А что делает Анна, оставшаяся дома? Она тоже молится, она открывает свою боль перед Богом. То есть — на скорбные события в своей жизни Иоаким и Анна отвечают внутренним подвигом. Для меня это — пример преданности человека Богу; пример того, как человек именно на Бога всё свое упование возлагает: не на себя самого, не на других людей, а именно на Творца: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (Пс. 145, 3). Это доверие, и не только то, которое мы проявляем в житейских трудностях — «Господи, помоги!». Это доверие, с которым человек всю жизнь свою Богу безоговорочно вручает. И тут мы можем вспомнить еще одного человека из Библии — Иова Многострадального. В тех бедах, которые так неожиданно и так необъяснимо на него обрушились, он полностью доверял Богу. И сказала ему жена его: ты все ещё тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (Иов 2, 9-10). Терпение, смирение и искреннее доверие к Отцу — вот что предшествует происходящему с человеком чуду.

— Но в нашей жизни нередко бывает так, что мы молимся, верим, уповаем, а чуда — как с Иовом, которому Бог все потерянное вернул, с Иоакимом и Анной, у которых родилось долгожданное Дитя,— не происходит. И нам остается только терпеть и смиряться, а терпения и смирения не хватает. Как тогда быть?

Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Вопрос в том, что мы подразумеваем под терпением и смирением. Терпение — это ведь не означает поневоле терпеть то, от чего все равно никуда не денешься, принимая источник нашей скорби как что-то неизбежное. Терпение — это труд духовного преодоления, та внутренняя борьба, в которой обретается смирение. А смирение — это же не состояние принужденного повиновения, как некоторые себе представляют. Это обретение мира с Богом, мира в душе — не от слова «смирно», а от слова «мир».

— В одной аптеке я увидела жизнеутверждающую рекламу противозачаточных средств: «Желанный ребенок в желаемое время». Общество потребления сегодня навязывает нам модель: ты хозяин своей жизни, у тебя достаточно средств, чтобы выстроить ее по твоему личному плану, сделать ее такой, как нужно тебе, а не кому-то другому. Но, если мы хотим доверять Богу, как родители Девы Марии, значит, мы должны подходить к своей жизни иначе? Можем ли мы вообще планировать свою жизнь?

— Общество потребления учит человека следовать своим желаниям, предлагая ему все новые и новые средства потакания любому из них, и таким образом все глубже погружает человека в трясину; оно не делает человека хозяином своей жизни, а, напротив, порабощает его тем страстям, которые раздувает в его душе.

Можем ли мы планировать свою жизнь? В определенной мере. У нас есть свободная воля, и решения принимаем мы, конечно. Но если все вдруг пойдет не по нашему плану, если в нашу жизнь вторгнутся трудности и несчастья, мы должны быть готовы к тому, чтобы смирить свою волю перед волей Господа и принять обстоятельства, в том числе и те, в которые нас поставит Господь в результате наших решений.

— Почему для Православия категорически неприемлем католический догмат о непорочном зачатии Марии Ее родителями, то есть — о том, что Пресвятая Дева не несла в Себе первородного греха, что Ее природа не была повреждена грехом, как наша?

— Потому что это, по сути, означает, что Пресвятая Дева — не совсем человек. Человек в нашем понимании — это творение Божие, но это и бремя первородного греха. Безгрешен один Христос, зачатый от Духа Святого. А Дочь Иоакима и Анны бремя греха, безусловно, несла, хотя и нет в Церкви единого мнения о том, могла ли Она в земной жизни Своей грешить хотя бы в помыслах. Да, Пресвятая Дева была избрана Богом, да, о Ней есть пророчества в Ветхом Завете (см.: Быт. 3, 15, Ис. 7, 14, Иез. 44, 1-3), Ее Рождество — начало нашего спасения. Но Она Человек. Вопреки католическому догмату, Она так же нуждалась в искупительной Жертве Своего Сына, как и каждый из нас. Ее чистота и смирение, Еепослушание Богу, выразившееся в словах Се, Раба Господня, да будет мне по слову твоему (Лк. 1, 38), то есть все то, что возвело Ее на вершину святости, на трон Царицы Небесной — это Ее личный свободный выбор, Ее земной подвиг. Подвиг, которому мы обязаны своим спасением.

Пресвятая Дева потому и помогает нам в наших духовных усилиях, в том преображении, к которому призван каждый из нас здесь, на земле, что Она — одна из нас, людей. Она потому и зовется нашей Заступницей и Ходатаицей и молит о нас Своего Сына, что к нашему роду принадлежит.

— Святые праведные богоотцы Иоаким и Анна столь почитаемы в нашей Церкви, потому что они — участники дела нашего спасения?

— Не только Дева Мариам была избрана для Боговоплощения, но и Ее родители были избраны Богом: рождение и воспитание Честнейшей Херувим — Богоматери — Господь доверил именно им.

У святителя Иоанна Златоуста есть такая мысль: если родители святые, то дети получают от них огромное преимущество в духовной жизни: этим детям легче достигнуть святости, чем тем, чьи родители погрязли в грехе и пороке. И если младенец отличается несвойственной его возрасту ревностью к Богу, как, например, преподобный Сергий Радонежский, то таким образом Господь вознаграждает его родителей. Пресвятая Богородица очень много получила от воспитания Своими родителями до трех лет, то есть до того момента, когда Иоаким и Анна выполнили свой обет — посвятить родившееся у них Дитя Богу, и их Дочь была введена в Храм; праведностью Ее родителей была сохранена чистота Ее души. Святые отцы говорили, что время нашего спасения началось бы раньше, если бы Господь раньше увидел таких родителей, как святые праведные богоотцы Иоаким и Анна.

Газета «Православная вера» № 17 (637)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.