+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Башня Силоамская
Просмотров: 2637     Комментариев: 0

…думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 4–5).

Эти и предыдущие (о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью принесенных ими в жертву животных) евангельские строки возвращают нас к сегодняшним катастрофам и массовым трагедиям, о которых со скорбной частотой сообщают СМИ. На самом деле, страшные катастрофы, сопровождающиеся массовой гибелью людей,— отнюдь не примета нынешнего времени, это вечный спутник человеческой истории. Для нашего времени характерна иная примета: привычка к информации такого рода. СМИ сделали свое дело: наши душевные реакции притуплены, большинство из нас не испытывает ни скорби, ни ужаса, слыша об очередном взрыве на шахте, о теракте или о падении самолета. Телевидение воспитало в нас чувство нереальности происходящего. Человек так часто видит катастрофы в новостных выпусках, не говоря уж о всевозможных «художественных» фильмах, что у него возникает совершенно нелогичная, однако же успокаивающая мысль: катастрофа — это то, что не с нами, то, что где-то далеко, а для нас только на экране — в жизни с нами этого не может произойти.

Этим летом, когда по всей России полыхали лесные пожары, меня поразил один сюжет в теленовостях: погорельцы стоят на крыльце какого-то здания, которое им предоставили для временного жилья, к ним приехал премьер-министр… Одна из погорельцев — молодая девушка — рыдает в голос со страшным отчаянием и с какой-то необъяснимой яростью. Она кричит, обращаясь даже не к Путину, а просто в пространство: «Ну как же так, неужели никто не мог ничего сделать, в наше время, в XXI веке…». А причем тут век, когда огненный вал — выше девятиэтажного дома? Это просто иллюстрация к тому, как современный человек реагирует на катастрофу. То, что всегда было только картинкой на телеэкране, вдруг происходит на самом деле — в его жизни. Беспечный человек к этому не готов. И это прискорбно.

Слова Спасителя о рухнувшей башне, придавившей, как сказано, восемнадцать жителей Иерусалима,— это призыв помнить о смерти. О том, что каждый из нас не просто смертен, но очень часто смертен внезапно. Об этом говорил Спаситель, и святоотеческая мудрость вслед за Ним учит нас тому же: «Помни последняя твоя, и во век не согрешишь».

Но слова Христа отвечают еще и на вопрос «почему?». Почему это происходит именно с нами? Парадокс в том, что неверующие задают этот вопрос гораздо чаще верующих. Верующий с большей вероятностью знает ответ. Но неверующий, казалось бы, и искать ответа не должен! Ведь для него Бога нет, и любая катастрофа — следствие каких-то физических процессов либо «человеческого фактора». Почему цунами унесли жизни сотен тысяч людей? Потому что произошло извержение подводного вулкана или разлом земной коры, массы воды получили толчок, и образовавшиеся волны хлынули на сушу. Почему упал самолет? Потому что при его осмотре перед полетом люди что-то недоглядели. Все понятно, о чем еще спрашивать? Но душа действительно по природе христианка, и любой из нас интуитивно понимает: человеческая жизнь не может быть случайной жертвой, в происходящем есть какой-то смысл, и его надо искать.

Церковь уже два тысячелетия утверждает, что причина бедствий — не просто «человеческий фактор», а человеческий грех. Вот что сказал Святейший Патриарх 15 августа сего года после Божественной литургии в Свято-Троицком Стефано-Махришском ставропигиальном женском монастыре: «Жизнь не по Богу и не по Божией правде влечет за собой опасные для человека последствия… Мы наказываем самих себя своими злыми деяниями, а Бог попускает свершиться этим опасным последствиям нашего греха… Это люди сами поджигают лес — либо злоумышленники, либо те, кто настолько привык служить своей похоти, что считает совершенно безразличными любые последствия человеческих деяний… Но неужели и этот знак, что подает нам Небо, не заставит нас задуматься и начать другую жизнь? Что еще надо народу нашему?..».

Как можно применить евангельские слова к сегодняшнему дню, к эпохе потребления, когда люди привыкли жить по принципу «после нас хоть потоп», истощать, истреблять природные ресурсы не только ради необходимых, но и ради совсем ненужных вещей? В самом прямом смысле: в них предупреждение всем нам: если мы не изменим отношения к Богу, к миру, к жизни — мы погибнем.

Однако обратите внимание: чуть ниже грозных слов Спасителя о Силоамской башне — притча о смоковнице (Лк. 13, 6–9), которая не приносила плода и которую хозяин хотел срубить, дабы не занимала попусту места. Но виноградарь заступился за дерево: оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом — не принесет ли плода; если же нет, в следующий год срубишь ее. Смысл этих евангельских слов в старинной русской поговорке: «Бог долго терпит, но больно бьет». Господь ожидает нашего обращения. Но если мы не оправдаем Его ожиданий, не принесем своего плода, с нами произойдет то же, что произошло с предпотопным человечеством.

Слова Спасителя напоминают еще и о том, что мы не должны считать себя лучше тех, кто пострадал или погиб. К сожалению, это свойственно порой даже и верующим — доля злорадства или самоудовлетворения: с ними случилось, с нами — нет, потому что мы не такие, как они. Но кто сказал, что в пожарах, наводнениях и авиакатастрофах гибнут худшие? Может быть, наоборот: худшие побродят еще по земле, подождут более страшных времен. В сегодняшних катастрофах гибнут такие же люди, как мы. И наше дело — не только задуматься о происходящем, но и остаться настоящими людьми, настоящими христианами, помочь тем, кто попал в беду. И в этом еще один, может быть, самый главный смысл всех бедствий, случающихся в истории. Господь не только наказывает или предупреждает нас — самое главное, Он дает нам возможность проявить лучшие человеческие качества — милосердие и сострадание к тем, кто в них нуждается. Суд принадлежит Богу, а мы не должны судить друг друга, мы должны друг другу помогать. Если мы сейчас поможем страждущим, то и нам, возможно, кто-то придет на помощь, когда с нами случится беда: Ибо во всем, как Вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31).

Журнал «Православие и современность» № 16, 2010 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.