+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Когда трудно…
Просмотров: 2468     Комментариев: 0

У каждого в жизни случаются неприятности. Они настигают нас везде – на работе, в учебе, в отношениях с близкими людьми. Иногда проблемы разрешаются, так и не став катастрофой. Но порой все беды настигают одновременно, и тогда кажется, что весь мир против тебя. Конечно, для любого человека очевидно, что с трудностями нужно уметь справляться. Но как?

У каждого из нас есть свой способ. Некоторые, когда кажется, что жизнь зашла в тупик, стараются отвлечься, заняться привычным или любимым делом – пройтись по магазинам, почитать книгу, послушать музыку, «повисеть» в сети. Но такие «помощники» имеют короткий срок действия, да и всегда от любой беды отвлечься таким образом вряд ли получится. Рано или поздно нужно возвращаться в реальность, к вопросам, все еще ожидающим своего решения. И в итоге оказывается, что все это не способы разрешения проблем, а лишь возможность забыть о них на какое-то время.

Можно уйти в себя, побыть в одиночестве и постараться разобраться в волнующей на данной момент проблеме. Но часто получается так, что, оставшись наедине с собой, проанализировав свое поведение, осмыслив свои поступки, человек видит их неприглядность, осознает всю сложность ситуации и начинает унывать. Как заставить себя не опустить руки перед проблемами? Когда всё безнадежно плохо, за что цепляться, чтобы не впасть в отчаяние?

Конечно, есть такие люди, у которых уйти от проблем получается достаточно легко, ведь у них есть универсальное лекарство от всех «болезней» – алкоголь. Когда человек выпивает, проблемы становятся маленькими и кажутся решаемыми. Правда, потом, когда наступает отрезвление, оказывается, что они никуда не ушли. И в большинстве случаев к старым бедам прибавляются новые. Насколько мне известно, Церковь с состраданием относится к жертвам пьянства и предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Но, думаю, что именно от неумения разрешить сложности в своей жизни люди часто и начинают выпивать. Это лишь подтверждает тезис о том, как важно людям научиться правильно относиться к трудным жизненным ситуациям. И именно совет священника может в этом помочь.

Людям верующим, наверное, проще – в случае возникновения проблем они обращаются в молитве к Богу и, наверное, могут найти поддержку у прихожан своего храма. Для них вера – образ жизни, и в трудное время они знают, где искать помощи. Но не все ходят в церковь постоянно, и не каждый знает, как и о чем можно помолиться, когда трудно, к каким святым надо обращаться. Известно, что часто и атеисты, столкнувшись с бедой, становятся верующими. Я считаю, что тяжелое время для многих может стать как раз переломным моментом. По словам многих, начинаешь верить именно тогда, когда необходима помощь высших сил. Но не все из нас знают, как можно обратиться к священнику в храме, с каких слов начать и можно ли вообще вот так просто, зайдя в храм, получить совет у батюшки.

Поэтому и хочется получить ответ священника на волнующие вопросы. Каковы роль и значение разного рода трудностей и неприятностей в нашей жизни? Они существуют для того, чтобы мы становились опытнее и мудрее? Они посылаются нам Богом в наказание за наши грехи и оплошности? Как правильно к ним относиться и, главное, как их избегать? Можно ли выстраивать свою жизнь так, чтобы их было меньше? Ведь когда их много, жизнь превращается в большую черную полосу, а жить с постоянным чувством «как всё плохо» очень непросто.

Мария Никитина

«Боль помогает человеку открыть себя настоящего»

 

«А мог бы жизнь просвистать скворцом,
Заесть ореховым пирогом,
Да, видно, нельзя никак…».

О. Мандельштам

От трудностей не уйти

Писатель Генрих Белль, который очень хорошо знал, что такое настоящие жизненные трудности, любил повторять ирландскую поговорку: it could be worse. Причем именно по-английски, поскольку на родном языке – могло быть хуже – звучит очень тривиально.

В этом на первый взгляд весьма непритязательном суждении скрывается, между тем, большой смысл как для верующего человека (каким и был Белль), так и для безбожника. Действительно, иногда кажется, что «хуже» может быть только смерть. Но пока мы можем хотя бы пробормотать эту поговорку, – все еще не совсем плохо: значит, мы еще живы и можем кое-что исправить.

Наверняка нельзя придумать какого-то универсального способа отношения к жизненным трудностям, потому что одно дело – это, например, смерть или неизлечимая болезнь любимого человека, другое дело – своя собственная болезнь, несчастье с детьми, потеря работы, пожар, да мало ли что еще. И причины наших неприятностей столь же различны: собственная оплошность, собственные грехи, которые всегда имеют дурные последствия. А может быть, чей-то злой умысел, явление природы или то, что мы называем несчастным случаем, а в действительности – проявление той непрочности мира, разрыва «ткани бытия» в случайном месте, которые являются следствием совокупного человеческого греха. Об этом, кстати, говорил Господь Иисус Христос, когда объяснял, что восемнадцать жителей Иерусалима, погибших под рухнувшей Силоамской башней, вовсе не были самыми страшными грешниками (см.: Лк. 13, 4). Наверное, это же имел в виду и писатель Достоевский, высказавший устами любимого своего героя – старца Зосимы – далеко не очевидную мысль: всякий перед всеми за всех и за всё виноват.

И все же совсем без ответа нельзя. Только нужно понять, что ответа будет, по меньшей мере, два: для атеиста – один, для христианина – другой.

Неверующему человеку ответили философы-экзистенциалисты.

«Несчастия составляют подлинную глубину человеческой жизни», – говорили они. Только в беде, болезни, страхе и трепете открывается подлинное бытие, только в пограничной ситуации, на рубеже жизни и смерти человек повседневности достигает подлинного существования. Жизнь без плача – это торжество неодухотворенной плоти, это тот самый «смех без причины», который является признаком известно чего.

Верующий человек получает несколько иной, хотя и похожий ответ. Но получает его не от измышления человеческого ума, хотя бы и гениального, как у Хайдеггера, а от Самого Господа, из Его Откровения, то есть Священного Писания.

В Новом Завете в послании апостола Павла к римлянам читаем: «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Всё! В том числе и несчастье! Причем любое! И то, в котором виноват сам, и то, которое падает неизвестно откуда как снег на голову.

Сгибаясь, но не ломаясь

Чтобы принять это, без веры не обойтись. Образ Креста встречается в Евангелии задолго до распятия. Обращаясь к ученикам – не тем двенадцати апостолам, ничего не требовавшим от Учителя и готовым перенести с Ним все беды и испытания, – а к тем, которые жаждали чудес и которых с какого-то момента становилось все больше и больше, Христос говорил: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Крест в данном случае – символ страданий, которые надлежит претерпеть человеку в его земной жизни. Как видим, без терпеливого несения креста, то есть без терпеливого проживания исполненной страдания человеческой жизни невозможно быть христианином. Ну или, следуя экзистенциалистам, – невозможно стать человеком в подлинном, полном, а не повседневном смысле.

Крест помогает «отвергнуться себя», то есть отвергнуть случайное, второстепенное, наносное в себе и открыть себя настоящего. По большому счету – высвободить Образ Божий в себе из-под многочисленных наслоений греха.

Нетрудно заметить, что люди, много претерпевшие на своем веку, много страдавшие, много потерявшие, гораздо терпимее и добрее тех, кто, образно говоря, всю жизнь питался одними сладкими пряниками. Страдание учит состраданию, а оно, если верить тому же Достоевскому, есть «главнейший и, может быть, единственный закон всего бытия человеческого». Понять беду, боль, одиночество другого человека по-настоящему может только тот, кто все это испытал сам. Попросту говоря, личное страдание помогает выполнить главную заповедь Евангелия: Возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39).

Сострадание, помимо всего прочего, помогает облегчить и собственное страдание. Парадоксальным образом свой крест становится заметно легче, когда кроме него одного пытаешься взвалить на свои плечи хотя бы одну перекладину чужого креста. Главное – не жалеть себя…

И все же… Где взять силы, когда одна беда следует за другой, когда подступает отчаянье и страдание кажется совсем невыносимым? Там же, в вере, в Священном Писании, в жизни Церкви. Ведь Бог никому не посылает испытаний сверх его сил. Апостол Павел пишет своим ученикам: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13).

Именно поэтому не нужно бояться Церкви и стесняться переступить порог православного храма. Конечно, и здесь можно столкнуться с грубостью и глупостью, но вероятность получить дельный совет все же далека от нуля. Дело даже и не в совете, а в самой благодати, помогающей приобрести и укрепить веру. Сам Господь сравнивал веру с растением, которое начинает свой рост с малого семени и только потом, иногда много лет спустя, превращается в дерево, в могучих ветвях которого гнездятся птицы. Начни с молитвы, исповедуйся в грехах, попроси у священника разрешения на Причастие.

Не нужно только развлекаться, как бы компенсируя навалившиеся неудачи. Герой Беранже, который всегда «как яблочко румян», – не пример для подражания. После выпивки всегда бывает похмелье, после бездумного веселья – тягостная душевная пустота. Следует просто жить, терпеливо проходить жизненное поприще, сгибаясь, но не ломаясь, падая и вставая.

Что-то похожее, хоть и в барабанных стихах, говорит Редьярд Киплинг. Вот одна только строфа:

Умей поставить, в радостной
надежде,
На карту все, что накопил
с трудом,
Все проиграть и нищим стать,
как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы,
тело
Тебе служить, когда в твоей
груди
Уже давно все пусто,
все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!».

Заменив одно только слово «воля» словом «вера», получим вполне христианское стихотворение. Впрочем, и его, не теряя смысла, можно заменить всего одной строкой из апостола Павла: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13).

Протоиерей Михаил Воробьев,
настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня
г. Вольска
«Взгляд-Православие»

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.