+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Макарий, архиепископ Астраханский и Терский (1629 – 1638)
Просмотров: 2940     Комментариев: 0

Макарий, архиепископ Астраханский и ТерскийО происхождении и жизни Владыки Макария до его хиротонии во епископа известно немного. Мы знаем, что около 1595 года он был игуменом Иоанно-Предтеченского монастыря в Казани. С 16 мая 1613 года — архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря.

Во епископа Астраханского и Терского хиротонисан в Москве 13 января 1629 года (по другим данным — 8 января 1627 года) с возведением в сан архиепископа. В бытность его архиепископом Астраханским, 10 апреля 1631 года, был застроен каменный белый город, а до того времени эта часть города Астрахани обнесена была деревянным палисадом, почему и называлась острогом, а по ней и монастыри до 1631 года писались так: «Спасский, что в остроге» (в нем позднее размещалась Астраханская Духовная Семинария), и «Вознесенский, что за острогом» (позже — Благовещенский женский монастырь). Кирпичи для построения каменной стены велено было брать на реке Ахтубе, из бывшей татарской столицы Сарая, ханскую мечеть и дом ханский сломать, чтобы на построение довольно было как камня, так и железа.

28 апреля 1631 года архиепископом Макарием дана была грамота игумену Вознесенского монастыря Герасиму с братиею на рыбную ловлю в реке Кутуме, от устья ее (из Волги) до впадения в реку Болду у Щучьего острова. При сем же святителе, в 1628 – 1629 годах, даны были Троицкому монастырю две царские грамоты, укреплявшие за ним права на рыбные ловли Чаганские и Карасинские, отнимавшиеся у монастыря посадскими людьми.

В так называемой «Ключаревской рукописи», составленной ключарем Астраханского кафедрального собора Кириллом Васильевым, жившим в конце XVIII и начале XIX столетия, записано, «что сей Преосвященный будто бы хотел учинить бунт против Государя Михаила Феодоровича, желая отторгнуть царство Астраханское от Московского с своим племянником, с провозглашением последнего царем, а себя патриархом Астраханским. В сем намерении он приуготовил к сему бурлак и гулящих людей до пятисот человек, вооружив их ножами и палашами, дабы всех в городе перебить в одну ночь, но бывший в то время дьяк Михаил Смывалов, узнавши о сем, ополчил рабочих людей, делающих каменный белый город, и сверх чаяния забрал всех бунтовщиков под караул», а самого архиепископа Макария избил и отправил под караулом в Москву. В Ключаревской рукописи не указано, на основании каких документов записано вышеизложенное событие. Между тем представляется невероятным, чтобы архиепископ, а не какой-нибудь искатель приключений, мог надеяться, что с горстью бурлаков и гулящих людей, вооруженных одними только ножами и палашами, можно основать особое Астраханское царство, при том же без согласия Астраханских воевод, у которых были вооруженные стрельцы и пушки.

В архиве Астраханского кафедрального собора хранятся две челобитных архиепископа Макария, которые освещают дело совсем с иной стороны. В первой челобитной на имя царя и великого князя Михаила Феодоровича архиепископ Макарий пишет, что в 1630 и 1631 годах Черноярский воевода три раза захватывал посланцев его, отнимал у них собранные ими деньги венечные и другие, а одного из них, Ивашку Новокрещенца, задержал у себя. Всех денег он отнял более 500 рублей. А когда племянник Макария ехал из Казани, то Черноярский воевода отнял у него муку пшеничную и ржаную и другую провизию. Макарий писал воеводе и требовал возвратить отнятое, но не получил удовлетворения. Поэтому Макарий в челобитной и просил себе защиты у царя Михаила Феодоровича.

В другой челобитной на имя царя Михаила Феодоровича, цесаревича Алексея Михайловича и патриарха Филарета он пишет, что прибывшие в 1632 году 24 сентября в Астрахань атаманы яицких и волжских казаков пришли к нему 28 сентября и просили выпустить из тюрьмы казаков, с тем, чтобы взять их с собою на войну против поляков, и что сами сидевшие в тюрьме казаки подали Макарию челобитную о выпуске их из тюрьмы, обещаясь под присягою искупить свои вины в войне с поляками, литовцами и другими недругами Государя. 30 сентября Макарий просил Астраханских воевод Ивана Салтыкова и Григория Житова сделать совещание по делу о челобитной казаков. Но они, пришедши к нему на двор и в келию, челобитную читать не велели, и его, Макария, начали бранить непристойною бранью, а дьяк Иван Трофимов избил Макария «и бороду драл и посох из рук отнял и я обезчещен», почему и просил себе защиты.

На основании этих челобитных можно полагать, что астраханские воеводы и дьяки враждебно относились к архиепископу Макарию за его жалобы на них царю, а потому, вероятно, распустили слух, что он хочет отторгнуть Астраханский край от Московского царства, и нанесли ему побои и бесчестье. Скончался 28 января 1638 года (по другим данным — 8 января 1637 года).

При подготовке материала были использованы:

  1. Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: 1602-1902 гг. Астрахань. 1902.
  2. Макарий, архиепископ Астраханский и Терский. // Опубликовано на официальной Интернет-странице Астраханско-Енотаевской епархии.
  3. Макарий, архиепископ. // Интернет-публикация Благотворительного фонда «Русское Православие».

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.