+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
70 лет возрождения
Просмотров: 627     Комментариев: 0

2 апреля в хвалынской православной гимназии во имя святого мученика Александра Медема открылась выставка, посвященная 70‑летию возобновления приходской жизни Крестовоздвиженского храма Хвалынска.

Среди экспонатов выставки — бого­служебные книги и церковная утварь: старинный колокол, облачения, сохранившиеся предметы внутреннего убранства храма — например, крышка престола, на внутренней стороне которой сохранилась надпись об освящении храма в 1947 году. Многие предметы относятся еще к дореволюционному периоду — их сохранили люди и принесли в возрожденный храм. Например, в кладбищенском склепе-часовне были долгое время спрятаны два креста-Голгофы, иконостасные иконы Спасителя и Богоматери, запрестольный крест, два образа Воскресения на полотне, две гробницы без плащаниц и различные иконы.

Организатором выставки стал кандидат исторических наук, генеральный директор фонда сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района «Сосновый остров», автор нескольких книг о хвалынских храмах Алексей Наумов.

«Юбилей — хороший повод рассказать об истории нашей общины, — говорит Алексей. — Причем юбилеев у нас по сути два — радостный и горький: возрождения общины в 1947 году и ее гибели в 1937 году. Гибели, после которой она все-таки воскресла. Эта выставка — своеобразная Пасха, возрождение имен, которые были забыты. Сегодня память о тех людях — важная составляющая в воспитании учащихся нашей гимназии. Мы зрительно создаем ретроспективу и понимаем, что мы не первые в этом мире и должны помнить тех, кто оставил свой добрый след до нас, извлекать из их жизни уроки».

Практически все экспонаты так или иначе связаны с православной общиной Хвалынска и близлежащих сел. Икону «Тайная вечеря», которая здесь представлена, например, можно увидеть на фотографиях с открытия храма. Сохранились и резные детали дореволюционного иконостаса — из них и собирался в 1947 году иконостас обновленный.

Плащаница, переданная в восстановленный храм из фондов Хвалынского краеведческого музея, интересна тем, что она показывает, насколько это было время разрушения и насилия: изображение Христа не помещалось на плащаницу, и видно, что его просто разрезали, потом подрезали с двух сторон и соединили. Это тоже отражение эпохи.

Музеев, которые были бы посвящены не истории храма, а именно истории общины, в нашей стране очень мало. В Саратовской области такая экспозиция — единственная в своем роде. Это связано, в первую очередь, с тем, что к 1965 году в области было всего девять приходов. Хвалынская община — одна из самых старых и сплоченных. У нее насыщенная история — как в советский период, так и в постсоветский.

Историю хвалынской общины можно не только потрогать и услышать из уст экскурсовода — есть потомки, которые могут что-то рассказать. К примеру, из Балаково на открытие выставки приехал сын священника Филиппа Колесникова, настоятеля Крестовоздвиженского храма в период с 1961 по 1987 год, — Петр Филиппович Колесников. Он передал музею фотографии и личные вещи своего отца, в том числе будильник «Ракета», подаренный священнику Филиппу Колесникову Владыкой Пименом (Хмелевским).

«В Хвалынске мы жили в разные годы на разных улицах, своего жилья у нас здесь не было, — вспоминает Петр Филиппович. — В то время священники не имели права на собственный дом — был только церковный дом или просто снимали где-то. Мы с братьями — всего нас было пятеро — постоянно ходили в храм. Тогда было очень строго с милицией — мы приходили на пасхальные или рождественские ночные службы, а милиция заставляла отца вернуть нас домой. Но он нас все равно проводил — мы старались меньше появляться в самом храме, чтобы нас не видели учителя, и в основном помогали отцу в алтаре. Отец видел, что к Православию, храмам, священнослужителям относились очень жестко, и не то что не советовал — не настаивал, чтобы мы шли по его стопам. Хотелось бы, конечно, продолжить священническую династию, хотя бы одному из пяти сыновей, но мы тоже видели, какое отношение было к религии, и не пошли. Отец был наставником молодежи — вы­учил больше семи священников. С некоторыми из тех, кто сейчас служит у нас в области, я поддерживаю связь».

Посетила выставку и жительница Хвалынска Нина Александровна Чумакова — ее бабушка Матрона Степановна Брошкина вместе с настоятелем и прихожанами Крестовоздвиженского храма была расстреляна в 1937 году по делу «хвалынских церковников».

«Родителям очень долго не сообщали о ее судьбе, — вспоминает она. — Только после хрущевской “оттепели” по запросу пришел ответ, что бабушка умерла в заключении 15 декабря 1945 года. И только потом, благодаря трудам Алексея Наумова, я узнала, что она, оказывается, была расстреляна в том же 1937 году, 15 декабря — буквально сразу после ареста. Бабушка была послушницей одного из монахов, отца Иннокентия — они жили на одной улице, она помогала ему, потому что он был слеп. Вместе с ним она и была арестована и расстреляна».

* * *

Фундамент Крестовоздвиженского храма был заложен в 1906 году, строил его саратовский архитектор Юрий Николаевич Терликов. Это единственный в Хвалынске храм, переживший годы богоборчества — здание церкви было приспособлено под склад консервного комбината.

После Великой Отечественной войны духовная жизнь страны начала медленно возрождаться. Из лагерей возвращались священнослужители, открывались некоторые монастыри и храмы. 24 декабря 1946 года в Хвалынске было зарегистрировано «религиозное объединение Русской Православной Церкви». Верующие оформили общину и стали ходатайствовать о предоставлении помещения и организации богослужений. По благословению епископа Саратовского и Вольского Бориса (Вика) сюда был переведен из Вольска священник Феодор Волков.

Когда общине было передано здание храма, приводить его в порядок по зову сердца пришло много людей. Плотники, столяры и стекольщики за несколько часов восстановили разбитые внутренние рамы. Верующие принесли церковную утварь и богослужебные книги, спрятанные дома. Часть книг была взята из краеведческого музея.

Отец Феодор Волков прослужил в храме до 1951 года. С 1951 по 1952 год настоятелем храма был протоиерей Александр Тверитин. В годы Первой мировой войны он служил полковым священником. Когда командира убили, отец Александр с крестом в руках повел за собой солдат, и немцы отступили. За это священник получил Георгиевский крест. Прихожанам запомнилось, что при отце Александре была необыкновенная пасхальная служба с чтением на греческом языке.

Позднее в Крестовоздвиженский храм назначили священника Филиппа Колесникова. Отец Филипп происходил из донских казаков. Известно, что мальчишкой он пережил революцию, гражданскую войну, раскулачивание. С началом Великой Отечественной войны Филипп Федосеевич попал на офицерские курсы, а оттуда — на фронт. В одном из боев в 1942 году был ранен в ногу. По преданию, именно тогда он и дал обет: если выживет, посвятит свою жизнь Богу. Тяжелая травма привела к инвалидности. Оправившись, будущий священник охранял военные склады, а по окончании войны повенчался с Иулианией Ивановной Мордасовой. Филипп Федосеевич регулярно посещал храм, читал и пел на клиросе. В 1951 году семья Колесниковых познакомилась с митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым). В 1955 году Владыку перевели на Саратовскую кафедру — в Саратов он и вызвал Филиппа Колесникова, окончательно убедив его стать священником. В 1961 году отец Филипп стал настоятелем Крестовоздвиженского храма и прослужил в нем 26 лет, почти до самой смерти.

Вокруг отца Филиппа сложился крепкий приход. Пастыря любили и уважали прихожане, высоко ценил его и архиепископ Пимен (Хмелевской). В свои приезды он останавливался в доме Колесниковых. После вечерни Владыка Пимен любил выезжать на прогулку к Волге, в район дома отдыха «Просвещенец». Пока все купались, он незаметно уединялся для молитвы, скрываясь в густой зелени парка.

Вместе с отцом Филиппом, отошедшим ко Господу в 1989 году, ушла целая эпоха. Кардинально менялась жизнь в стране, доживали свой век верующие, пережившие годы богоборчества и не променявшие православную веру ни на партию, ни на карьеру, ни на какие другие «блага». До июля 2004 года в Крестовоздвиженском храме служил ученик отца Филиппа — священник Стефан Коваленко. В настоящее время он принял монашество с именем Сергий и находится на покое в Саратовском Свято-Никольском монастыре.

С 8 июля 2009 года настоятелем Крестовоздвиженского храма в Хвалынске стал священник, ныне протоиерей, Виталий Колпаченко.

За годы возрождения приход Крестовоздвиженского храма не только активно развивался, но и стал центром духовной, просветительской и культурной жизни района. Его жители верят, что нынешний юбилей — это рубеж, перешагнув который приход будет расти и развиваться дальше.

* * *

Обращаясь к собравшимся на открытие выставки, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин обратил внимание на важность  общинной  церковной жизни и привел в качестве образца хвалынскую общину верующих людей. Общину, которая пережила гонения, закрытие храмов, арест, ссылку, смерть своих священников, но смогла сохранить и пронести веру в этих страшных, тяжелейших условиях. С открытием храма церковная жизнь продолжилась, и людям удалось донести этот огонек веры до своих детей и внуков. Митрополит Лонгин поблагодарил отца Виталия Колпаченко за то, что он ревностно продолжает дело своих предшественников, и выразил признательность всем создателям музея, экспозиция которого отразила  тяжелое, трудное, но и благодатное время, потому что в таких испытаниях люди проявляли свои лучшие качества. «Дай Бог, чтобы этот музей, так же, как и жизнь прихода, развивался, чтобы сюда приходило как можно больше новых людей — пусть даже сначала просто из-за интереса к своей истории, а потом, может быть, и с более глубокими чувствами в сердце», — сказал Владыка Лонгин.

Фото Андрея Гутынина

Газета «Православная вера» № 07 (579)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.