+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Иеромонах Дорофей (Баранов): «Простить – значит увидеть в своем обидчике… самого себя»
Просмотров: 3415     Комментариев: 0

О Великопостном подвиге, Масленице и смысле прощения

Вновь приближается Великий пост — особое время, в первую очередь для христиан, а в последние два десятилетия это еще и время, когда в большей части нашего общества просыпается искренний интерес к Церкви и той жизни, которую она возвещает. Этому сорокадневному периоду предшествует любимая в народе Масленица и не менее любимое Прощеное воскресенье. О том, как правильно провести эти дни и что такое истинное прощение, мы беседуем с иеромонахом Дорофеем (Барановым)

От язычества к вере

— Некоторые люди, наблюдая за жизнью Церкви со стороны, уверены, что Великий пост – это просто отказ от привычной еды и куличики с крашеными яйцами в финале. Каков результат поста в идеале?

— В вопросе слышится скептицизм по отношению к тому, как большинство людей проводит Великий пост, что это только некоторое утеснение в пище и соблюдение обрядовой стороны церковных праздников. Отчасти это правда. Уже много лет мы как-то привыкли делить людей на верующих и неверующих, соблюдающих и несоблюдающих и в итоге – на церковных и невоцерковленных. Но все-таки в самом широком смысле наши граждане разделяются на тех, кто соотносит себя с Православием и тем самым находится в составе Восточно-христианской цивилизации (или, если хотите, принадлежит к нашему культурному типу, менталитету), и тех, кто считает чуждой для себя православную культуру и вытекающую из нее этику, традиции и обряды. Конечно, иногда принадлежность к Православию носит весьма условный характер и порой выражается в чудовищных по своей наивности желаниях, например «почистить» квартиру или поставить свечку от «дурного глаза». Но в этот полуязыческий гумус (это самая мягкая форма) уже можно хотя бы всадить зернышко правильного понимания взаимоотношения человека с Богом и Церковью, а также, как частный случай, правильного понимания смысла и цели Великого поста.

Великий пост — это путь. Дорога, причем в гору, требующая немалых усилий от человека, желающего дойти до вершины. Даже если в начале пути условный христианин ограничивается формальным отказом от мяса и от телевизора на одну неделю, то это может стать первым шагом на пути к настоящей цели поста. Постом (и не только) совершенно необходимо телесное и душевное воздержание, оно указывает телу и душе их место — после духа: тело и душа должны находится в подчинении духовным законам. Борьба с дурными привычками, с греховными наклонностями, которые мы называем страстями, перенесение своих устремлений из материального, вещественного мира в мир духовный, желание общения с Богом — вот главная цель любого поста.

Великий пост выделяется особо, поскольку по его окончании христианина ждет сугубая награда — сильнейшее сопереживание со всей Церковью Воскресения Христова, поэтому истинным результатом Великого поста можно считать радость от понесенных трудов телесного и нравственного воздержания в сочетании с радостью от совершенной Христом победы над смертью. И если поначалу человек радуется лишь горячему блину, затем небольшой победе над чревоугодием и после — крашеному яйцу и куличу, не будем его слишком в этом упрекать. Главное — не останавливаться и подниматься на следующие ступени духовного понимания постного воздержания и пасхальной радости.

Плыть против течения

— А можно личный вопрос? Бывало ли так, что вы проводили Великий пост с ощущением, что не удалось потрудиться, как следует? И каковы критерии правильно проведенного поста?

— Скажем так: не бывало такого, чтобы оставалось ощущение правильно проведенного поста. Удовлетворение человека от пройденного великопостного пути заключается не в оценке качества совершенного труда. Во время поста случаются и падения, и остановки, чаще даже как бы замирания, когда ты и понимаешь, что тебя окружают чудовища, но по-детски прячешься от них под одеяло, пребывая в ложной безопасности. Ощущение духовных усилий, ненапрасного постного труда возникает, когда после падения встаешь более крепким, а после остановки разгоняешься быстрее и вообще, начинаешь понимать, что надо без передыху плыть против течения. Повседневную жизнь мы часто называем суетой. Правильнее сравнить ее с рекой, сильное течение которой неумолимо влечет нас к смерти. Плыть в противоположном от смерти направлении — к источнику жизни, к Богу — вот критерий правильно проведенного поста, да и всей нашей жизни.

Можно возразить: легко сказать «плыть против течения», но что именно нужно делать, чтобы не оказаться унесенным этим смертоносным течением? Во-первых, надо увидеть, что собственных, индивидуальных усилий недостаточно. В одиночку человек не способен бороться с теми увлечениями (в том смысле, что они увлекают нас вниз), которые предлагает нам мир, стремительно удаляющийся от Бога. Оглянувшись по сторонам, можно увидеть, что некоторые из нежелающих плыть по течению, забрались в некий корабль и вместе усиленно гребут, активно противоборствуя бурной реке. Этот корабль — Церковь. Чего-то достигнуть во время Великого поста, как и во время всей жизни, можно только став частью Церкви Христовой, поэтому наиважнейший критерий правильно проведенного Великого поста — это участие во всем, что происходит в храмах в эти дни, начиная с так называемого Прощеного воскресенья, которым открывается великопостный путь.

— Почему Великий пост начинается с Прощеного воскресенья? Что это такое, почему надо просить прощения?

— Традиция просить прощения перед началом Великого поста зародилась в первые века христианства среди монашествующих, которые уходили на это время в безлюдную пустыню поодиночке и не знали, увидятся ли они вновь. Прощались они, как перед смертью, не желая, чтобы в сердце оставались какие-либо обиды, поскольку в вечности любая обида, злоба или неприятие ближнего бесконечно возрастет и станет препятствием для радости общения с Богом. Через богослужение эта традиция вошла и в жизнь обычных православных приходов.

Почему надо просить прощения? Это все равно, что спросить, почему надо любить свою маму или почему надо воспитывать ребенка. Если сказать предельно кратко и понятно, то мы просим прощения друг у друга, чтобы не умереть духовно. Отдаление человека от своего Творца — это и есть духовная смерть. Как мы себе не можем представить, за что бы мы не смогли себя простить (театральные восклицания: «Никогда себе этого не прощу!» — всего лишь слова), так же не стоит сомневаться в том, что Бог простит всех, ищущих прощения. Неразумно идти против Бога, а значит, и против самих законов жизни, если не прощаешь и не просишь прощения. Можно даже сказать, что эти два слова, «прости» и «прощаю», есть два весла, которыми мы гребем против течения смерти. Если не использовать их, то унесет вниз; если грести только одним, например, просить прощения, но самому не прощать, то будешь кружиться на одном месте; и только используя два весла,  будешь двигаться к Богу. 

Прощение по смс?

— Сегодня многие просят прощения по смс. Как вы к этому относитесь? Это ведь проще, чем сказать «прости» в глаза или даже по телефону. Насколько средства связи делают прощение формальным? Как научиться просить прощения правильно?

— Конечно, просить прощения и прощать можно в любой форме, и современные средства связи никак этому не препятствуют. Мне, например, несколько лет назад только при помощи смс удалось примириться с человеком, а затем уже состоялось и личное общение. Степень формальности, неискренности прощения зависит не от формы выражения, а от многих-многих частных причин. Вы же не скажете, что признание в любви по телефону как-то отличается от признания в письме или наедине. Все зависит от состояния сердец влюбленных.

Правильное прощение — это когда ты в согрешившем против тебя увидел самого себя или, наоборот, когда сам встаешь на место того, кого ты обидел. Перед Богом мы все одинаковы, и Он прощает нас вне зависимости от нашего образования, социального статуса или положения в Церкви. Прощает, потому что любит всех как одно целое. Лучше всего эта мысль выражена в Древнем Патерике, когда один из отцов, увидев некоего согрешающего брата, сказал с горькими слезами: «Этот сегодня пал, а я — завтра».

— Часто люди говорят друг другу «прости» и делают вид, что мирятся, но это примирение только внешнее, внутри остаются холод и враждебность. Что является индикатором истинного прощения?

— От нас зависит только сказать «прости». Насколько искренним будет прощение от ближнего, знает только один Бог. В Псалтири есть такое выражение: «Приступит человек, и сердце глубоко», то есть сердечная глубина любого из нас неизмерима. Нет такого эхолота, который мог бы с точностью указать нам, что вот, я достиг глубины своего сердца и больше не могу ни прощать, ни просить прощения. Нам неизвестно также и то, что творится в сердце нашего ближнего. Лучше не задумываться над искренностью обоюдного прощения. И поскольку в наших отношениях с людьми слишком много «иксов», порой достаточно просто механически подставлять «прости» вместо неизвестных — и глядишь, что-то да разрешится. И самое главное — от этой простейшей механики недалеко от блаженства по заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Но если мы хотим проверить еще и истинность прощения с нашей стороны, то на этот случай есть простая индикация. Если мы искренне готовы уступить место тому, кого простили только устами, любое место, в зависимости от ситуации, и предпочесть его интересы своим, значит, прощение совершились и в глубине сердечной.

— Почему традиционная форма прощения содержит фразу: «Бог простит»? Иногда складывается ощущение, что это что-то вроде отговорки. Бог, дескать, простит, а вот я ни за что…

— Такое смущение, от кажущейся строгости и какой-то недоброй обрывочности фразы: «Бог простит», происходит из-за разорванной традиции. Увы, мы сейчас бесконечно далеки от тех времен, когда в православной России просить прощения у ближнего и получать прощение от Бога было не только религиозной, но и, если хотите, общественной нормой. Ныне же все осталось на уровне ощущений. На самом деле прощальный диалог должен звучать примерно так: «Прости меня». — «Бог простит, как и я прощаю». Здесь, в этих простых словах, глубокое убеждение православных людей в том, что единственный путь к примирению с Богом — это примирение со своим ближним. «Бог простит» — это еще и указание на то, что Господь нас всех уже простил, так как Бог-Любовь не мыслит зла, но нам-то еще предстоит труднейшая задача по принятию этого прощения. Необходимо свыкнуться с мыслью, что у истинного прощения нет причины. Бог прощает нас не «потому, что», а «просто так», подавая нам прощение как дар. Какому-либо неожиданному ценному подарку мы радуемся, не задавая лишнего вопроса: «За что?» — только может быть легкое смущение: «Ой, ну что вы, зачем?». Так же и в нашем случае, услышав: «Бог простит», можно просто порадоваться этому дару.

Масленица — для примирения

Каково христианское понимание Масленичной недели? В языческой традиции это масштабное гулянье, настоящая неделя обжорства, праздника живота. А между тем эта неделя должна стать подготовительной к вхождению в пост. Как правильно проводить Масленичную неделю православному человеку?

— С Масленицей случилось то же, что и со всеми остальными дохристианскими празднествами. Сохранившись по внешней форме в виде гуляний, хождения в гости, пирования, поменялось внутреннее содержание. Раньше это были проводы зимы, ни к чему, в общем-то, нравственно не обязывающие, теперь Масленица — преддверие Великого поста. И подготовка эта заключается не в том, чтобы догулять, доесть и допить, а чтобы в праздничной обстановке сократить душевную человеческую дистанцию со своим обидчиком или должником. Никто не будет спорить с тем, что гораздо легче простить человека за обильным застольем и попросить прощения, предлагая угоститься горячими блинами.

В богослужении Масленичная неделя называется вообще очень серьезно — Неделя о Страшном суде. Это напоминание православным о том, что главным результатом грядущего поста, как и главным плодом всей христианской жизни, должна быть любовь к Богу и ближнему; именно она будет главным критерием человеческой жизни и стартовой площадкой, с которой душа после страшного посмертного испытания должна устремиться в вечность, поэтому уже на пороге Великого поста мы призываемся обучаться этому непростому делу — любить, а значит, прощать, с благодарностью принимать прощение, оказывать милость и, помня о своих немощах и недостатках, снисходительно относиться к тому же у других.

— Первая неделя поста – самая строгая. Как ее нужно проводить? Если нет уверенности, что выдержишь пост, стоит ли пытаться?

— Все самое важное в первую неделю Великого поста происходит в храмах. Это и Великий покаянный канон, и особая атмосфера великопостных богослужений, и первые Преждеосвященные литургии с их долгожданным неповторимым великопостным настроением. Конечно, не у всех есть возможность часто посещать богослужения, но всегда можно попытаться успеть хотя бы на вечерние службы.

Что до кулинарной составляющей, пост должен быть разумный и по силам.  Тем не менее на первой неделе поста, чтобы правильно его начать, можно довольно сурово для современного горожанина обойтись со своим организмом. При отсутствии препятствующих строгому посту болезней, можно попробовать максимально утеснить себя в пище. Речь, конечно, идет не о полном голодании, но о том, чтобы указать своему телу, что не оно главное в тандеме «душа — тело», чтобы оно знало свое место, подчиненное и  служебное. Душа за это отблагодарит щедро. Вдруг выяснится, что у нас есть еще и духовные запросы, а главное, от удовлетворения этих запросов и зависит то, к чему мы так безуспешно стремимся — счастье как радость от проживаемой жизни. За такую награду имеет смысл побороться.

Газета «Саратовская панорама» № 8 (936)

[Беседовала Оксана Лаврова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.