+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Образование — как диалог традиций
Просмотров: 3139     Комментариев: 0

13 августа 2019 года скончался один из старейших преподавателей Московской духовной академии и семинарии, выдающийся философ Николай Константинович Гаврюшин.
Николай Константинович являлся профессором Московской духовной академии, на протяжении многих лет преподавал философские дисциплины. Он неоднократно посещал Саратов, выступал с лекциями в Саратовской православной духовной семинарии и на философском факультете СГУ имени Н.Г. Чернышевского, был гостем Пименовских чтений и Дней славянской письменности и культуры в Саратовской области.
В память об этом замечательном человеке предлагаем вашему вниманию его доклад, представленный в 2012 году на пленарном заседании X Межрегиональных Пименовских чтений.

На сегодняшнем заседании Пименовских чтений я более двух часов слушал разные доклады, и у меня сложилось такое впечатление, что диалог нам совсем не нужен. Присутствующие в зале одинаково живо реагировали на высказываемые точки зрения, порой совершенно диаметрально противоположные, одинаково смеялись или аплодировали. Например, Преосвященный Владыка Пахомий (Брусков) сказал, что в эпоху советского безбожия традиция прервалась. Архимандрит Тихон (Шевкунов) напротив достаточно убедительно утверждал, что все-таки не прервалась. Так прервалась или не прервалась?

Я все-таки думаю, что Владыка Покровский Пахомий сформулировал слишком резко свою позицию и я, скорее, соглашусь с отцом Тихоном, что духовная традиция, конечно, не прервалась. Вот мне вспоминается замечательный эпизод из моей жизни, произошедший в институте истории, естествознания и техники. Были у меня там два коллеги — участники войны, ветераны, причем самого разного культурно-социального происхождения. Один — столбовой дворянин, Юрий Борисович Татаринов, а другой Ариеэль Моисеевич Цукерман, не дворянин. Оба учились в одной школе и оба, вы знаете, с восторгом мне рассказывали о своем учителе литературы, который был бывшим семинаристом. Да, семинарий не было, была школа, в школу пришел выпускник одной из наших духовных семинарий. И он говорил языком, каким можно было говорить в 1930-е годы. Но они его помнят, как, если хотите, и учителя нравственности, и наставника в понимании диалектики русской культуры и русской литературы. Так что вопрос о преемственности, на мой взгляд, очевиден. Преемственность была, если бы не было этой преемственности, нас бы с вами в этом зале не было.

Надо только сказать, что мы не всегда отдаем должное людям, подвижникам, тем несвятым святым, которые в тягчайшее время сохраняли традиции русской культуры в советском союзе. У меня дома две полочки в моей библиотеке занимают издания «Академии» — было такое очень культурное издательство в 1930-е годы. Многих его авторов, редакторов, в конечном счете посадили. Это издание хранило лучшие традиции не только русской, но и мировой культуры. Оно осуществляло, создавало пространство диалога. Я стал собирать эту библиотеку, именно этого издательства «Академия» по одной простой причине: у отца до революции было почти полное собрание изданий. Я решил, что надо хоть как-то это сохранить и сохранить память о том тернистом пути, который прошла русская культура, русская духовная культура в 20–30-е годы, прежде всего, но и в последующее время тоже.

И, конечно, мы сегодня можем сказать «спасибо» и Максиму Горькому за то, что он создал в свое время серию «Жизнь замечательных людей». Не все ее герои для нас равноприемлемы и равноочевидны, но эта попытка создать вот такой идеал для подражания безусловно, ценна. И, слава Богу, что это государственно поддерживалось. Такой же идеал для подражания еще в средние века создавали «Жизнеописания» Плутарха. Вы знаете, они пользовались не меньшим влиянием, чем «Жития святых» потому что примеры для подражания в этих книгах были совершенно удивительны.

Но вот теперь несколько о грустном. У нас издаются «Жития святых». А мы их читаем для того, чтобы уподобиться? Или мы все время повторяем: «Нет, мы-то не святые, а вот они святые, а мы у них только просить можем». Лет пять назад я зашел в обычный светский книжный магазин, что в подвальчике напротив Троице-Сергиевой Лавры, а там на самом видном месте — жизнеописание блаженной Матроны Московской и сверху вложена бумажечка: «Блаженная Матрона вам поможет, просите прямо сейчас». Вам это ничего не напоминает? Получается, нас благочестиво вводят в это общество потребления: принеси и получишь соответственно тому, что принес. Речь совсем не идет о том, чтобы подражать. «Вы не святые, вы не подражайте, вы приносите, ставьте свечку и там, «на экзамене», будет пятерка». И это, простите, тоже некоторым образом укоренившаяся традиция. Поэтому оказывается, светские жития, будь то Плутарховы или из серии «Жизнь замечательных людей» — безопаснее. Ни у Ромула, ни у Муция Сцеволы, ни у Александра Матросова просить ничего нельзя, а вот подражать можно.

Архимандрит Тихон меня сейчас заставил вспомнить совсем недавние события. Дважды на протяжении полугода наши военные бросались на гранаты, чтобы спасти ближних — это подвиг. Но мы сейчас вспомним этих людей? Где-то промелькнула краткая информация, и все. Человек жертвует жизнью «за други своя», а в ответ — какой там памятник, — даже имя его скоро забудется. Радует то, что такие люди вообще есть. Жив Господь и Он жив в таких людях, в таких несвятых святых. Это тоже к вопросу о преемственности традиции, который, как мы видим, нельзя решать однозначно.

Безусловно, традицию старались разрушить, и для этого делали все возможное. Продолжается это и сейчас. Мы можем пребывать в таком благодушном настроении, думая, что раз разрешают и даже поощряют открытие храмов, то все хорошо, все замечательно. Нет, не хорошо и не замечательно. Буквально перед поездкой сюда я прочитал на портале, кажется, «Православие и мир», заявление Ученого совета филологического факультета МГУ, подписанное видными учеными, заведующими кафедрами. В нем говорится о том, что политика нынешнего министра образования направлена на уничтожение гуманитарного образования в нашей стране. Я хочу обратить ваше внимание, говорят об этом не те, кто с белыми ленточками «фрондируют» по каждому возможному поводу с властью. Это люди, которые совершенно не расположены к какому-либо политическому интриганству. Это ученые, которые сознают, какую колоссальную опасность для всей нашей культуры и, в конечном счете, для государства представляет политика уничтожения гуманитарного образования. Черным по белому наши ученые пишут о том, что заказчикам такой программы не нужны люди образованные, люди мыслящие — нужны предметы управления и больше ничего. Потому что с человеком, самостоятельно думающим, все-таки сложнее.

Меня несколько озадачило и то, как воспринимается это обращение. Во-первых, у, так называемых, блоггеров можно встретить высказывания: «А почему это они на православном сайте выступили?». А что же в этом такого? И почему не могут профессора Московского университета иметь некую симпатию все-таки к православию? Это вменяется в вину. Вменяется в вину и защита хороших традиций советского образования, против которых также направлена эта система разрушения. «А какие там, в советском образовании, хорошие традиции? — недоумевают блоггеры. — Хорошие традиции везде ссылаться на Маркса-Энгельса и на борьбу классов?». Они делают вид, что не понимают: советское образование — это не только ссылки на Маркса-Энгельса, это сохранение во многом прекрасных традиций еще русского дореволюционного образования. Потому что старые учебники, в частности и по математике, и по физике, как известно, доказали свою действенность, тогда как новые эксперименты, начиная с Колмогоровских, своей действенности не доказали. А про критический отбор литературных источников для предмета «Русская литература» я уже и не говорю. Пусть были определенные купюры в советской системе образования, но очень многое все-таки было отобрано абсолютно по той же схеме, по которой отбиралось на рубеже XIX–XX веков. А вот сейчас, сейчас идет полоса действительно шельмования всех наших героев, всех наших культурных ориентиров.

Сейчас, конечно, очень сложная политическая ситуация, что отражается и на реформах в образовании, как высшем, так и школьном. И эти страшные эксперименты, конечно, нуждаются в нашем осмыслении и, может быть, в какой-то реакции, ибо дети, которые не получат настоящего образования среднего, не смогут стать образованными людьми, придя в вуз.

Сегодня что нам предлагается? Единый государственный экзамен. Он что, на самом деле свидетельствует об образовании? Ведь обучение и образование — это разные вещи. Они синонимичны, они в некотором роде, похожи, но это далеко не одно и то же. Можно обучить собаку прыгать через стенку, приносить палку. Можно обучить человека вязать на спицах. Мы употребляем в данном случает слово «обучить». Но мы же не скажем, что человек, умеющий вязать на спицах — человек образованный. Значит, есть какие-то смыслы, связанные с понятием «образование», которые выводят его из плоскости технической обучаемости. Это несколько иное пространство. И это действительно, я хочу подчеркнуть, пространство диалога — прежде всего, внутреннего диалога, который должен начаться в каждом образованном человеке. Для того, чтобы был диалог, должны быть и разные точки зрения, надо уметь их каким-то образом сопоставлять. Позвольте напомнить слова известного русского философа князя Сергея Николаевича Трубецкого. Он сказал в своей статье о природе человеческого сознания: «Я внутри себя держу собор со всеми». То есть это внутренний диалог, который является высшей формой постижения другого и в некотором смысле постижения самого себя в другом. Да, князь Трубецкой на самом деле вот этим своим высказыванием задал высокую планку понимания того, что такое образование. Не редкость, когда даже в высшем учебном заведении в аудитории не происходит диалога преподавателя и студентов. Преподаватель предлагает усвоить то, что он сказал, и воспроизвести. Но это не образование, это не обучение. Вы знаете, как нечасто встречаются преподаватели, которые готовы вести диалог со студентами? Я это очень хорошо знаю от своих студентов по Московским духовным школам, да и не только.

Поэтому нам надо осознать различие между обучением и образованием и понять, что без образования, никогда не будет настоящей духовной традиции. А диалог традиций внутри каждого из нас — это, прежде всего, диалог с истинными носителями традиций. Традиция сама по себе безлична, с ней нельзя вести диалог. А вот лицо, несущее традицию,— это действительно участник диалога. Только всякий ли, внешне, так сказать, поставленный носитель действительно является носителем традиции? Понимаете, можно ряженого вывести и сказать: «Вот носитель такой-то традиции». Но об этом ряженом Господь нас предупреждает в Евангелии, говоря о волках, которые облачаются в овечьи шкуры.

Николай Константинович Гаврюшин — историк религиозно-философской и научной мысли. Родился в семье киносценариста Константина Лаврентьевича Гаврюшина.
В 1970 окончил филологический факультет МГУ. С 1971 года работал в Институте истории естествознания и техники. В 1973 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Художественное творчество и развитие науки (становление идеи освоения космоса)». Руководил Проблемной группой по изучению памятников науки и техники. Член оргкомитета Чтений К.Э. Циолковского (1975–80). В 1977/78 и 1978/79 годах читал курсы эстетики и истории эстетических учений на дневном и вечернем отделениях исторического факультета МГУ. С 1980 года сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата.

С 1987 года — преподаватель философии МДАИС, с 1997 — доцент, с 2002 — профессор. Преподавал также в Минской Духовной Академии. В 1997–2000 годах — главный редактор «Богословского вестника», издаваемого МДА. Редактор серии  «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Автор более ста печатных работ по истории науки и философии. Основные работы посвящены истории космологических идей и истории русского космизма, религиозной антропологии и эстетике, истории логики на Руси в XI–XVIII вв. Выявил и изучил более 150 рукописей «Диалектики» XI–XVII веков, ввел в научный оборот антропологический трактат XVII века. В 1985 году опубликовал доказательства подлинности Щукинской рукописи «Слова о полку Игореве».

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Что такое доброта? Это свойство души, не позволяющее остаться равнодушным при виде беды другого человека, готовность быть рядом, когда это необходимо, помогать словом и делом, если в том есть нужда. Нам всем хотелось бы, чтобы нас окружали именно такие люди, чтобы в мире добрых людей было как можно больше. И конечно, мы бы хотели, чтобы такими были наши дети. Но как человек становится добрым? Это врожденное качество или его можно привить? Об этом накануне Всемирного дня доброты, который отмечается 13 ноября, мы поговорили со священником Ярославом Коздринем, духовником Покровской православной гимназии

Просмотров: 1543
Комментариев: 0

Саратовской православной духовной семинарии исполнилось в этом году 190 лет. О ее сегодняшнем дне, о проблемах духовного образования, о том, чем должны стать для молодого или не очень молодого, но избравшего духовную стезю человека годы обучения в семинарии, мы беседуем с первым проректором СПДС игуменом Варфоломеем (Денисовым)

Просмотров: 9131
Комментариев: 0

Вместо класса — своя комната, вместо учителя — мама. Вместо ранних подъемов и изнурительных занятий — гибкий график и масса свободного времени. Стресс перед контрольными, слезы из-за плохих оценок, травля одноклассников — всех этих тяжелых реалий школьной жизни нет при семейном образовании. Эта форма обучения детей в нашей стране с каждым годом набирает обороты. Елена Мизюк пообщалась с родителями, взявшими ответственность за образование своих детей на себя, чтобы понять, какие преимущества дает надомное обучение и есть ли у него подводные камни

Просмотров: 2177
Комментариев: 1

Сегодня у нас вошло в стадию нормального подросткового бунта поколение детей, родители которых в 90-е годы минувшего века переступили порог храма впервые, многие в достаточно зрелом возрасте, замирая от страха и восторга, а кто-то и от стыда. Ни у кого из них не было настоящего церковного детства, не было опыта детской веры. Поэтому когда у поколения неофитов первой волны появились дети, которые — слава Богу — растут при храме, их воцерковленные родители вынуждены были изобретать велосипед, заново искать ответы на вечные вопросы. Некоторые семьи поделились с нами своим опытом.



Просмотров: 1355
Комментариев: 0

В старинном, многие годы пустовавшем здании на улице Лермонтова, 14 непривычная суета: протирают окна, моют полы, с первого этажа доносятся звуки рояля, а в воздухе — запах недавно завершившегося ремонта. Совсем скоро в этих вековых стенах из красного кирпича снова закипит жизнь — сюда переедут воспитанницы саратовского Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы

Просмотров: 1732
Комментариев: 0

«У духовных школ есть своя особенность: мы готовим пастырей и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Вот почему наш выпускной акт несколько отличается от выпускного в любом другом учебном заведении. Во-первых, мы собираемся в храме для совместной благодарственной молитвы к Богу, Подателю жизни и всех благ. Во-вторых, напоминаем, что ваша учеба не окончена: если вы хотите успешно и добросовестно нести свое служение, вам предстоит учиться всю жизнь. И в-третьих, с большинством из наших выпускников мы не расстаемся. Мы видим в тех, кто принял или готовится принять священный сан, своих собратьев и сослужителей. Мы готовы и дальше делиться с вами своим опытом, отвечать на вопросы, помогать друг другу в том служении, которое требует всей жизни человека без остатка…» — с такими словами обратился Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин к выпускникам на торжественном акте, посвященном двадцать четвертому выпуску Саратовской православной духовной семинарии.

Просмотров: 1212
Комментариев: 0

Мимо костюмерной проносится толпа нарядных ребятишек — до выступления еще целых полчаса, можно поиграть. Вот только мамы почему-то переживают: то бант подбегут поправить, то кружева на платье. Из актового зала доносится стройное пение — это взрослые репетируют. Вот они всегда волнуются — неужели до сих пор не привыкли к сцене, или тут кроется что-то еще?

Просмотров: 1221
Комментариев: 0

В наши дни Православная Церковь переживает уникальный период своей истории: появляется множество новых храмов, собираются и организуются приходские общины — и везде люди ждут пастырей. О том, как готовят будущих священников, мы побеседовали с игуменом Варфоломеем (Денисовым), первым проректором Саратовской православной духовной семинарии

ВИДЕО

Просмотров: 1713
Комментариев: 0

На День открытых дверей в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, который прошел 17 февраля, собралось более ста человек — школьники и выпускники из Саратова и области. Для будущих абитуриентов это возможность представить себя в стенах учебных заведений, погрузиться в их атмосферу, понять, как они будут себя здесь чувствовать, «примерить» образовательную программу, а главное — понять, чего от них ждут наставники, чтобы прийти на вступительные испытания, полностью к ним готовыми

Просмотров: 1034
Комментариев: 0

Как помочь детям пережить подростковый период? Почему некоторые воспитанники воскресных школ уходят из Церкви? Нужен ли в православной гимназии греческий язык? Что делать, если подросток слушает рэп? На эти и другие вопросы ответила гость XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений Татьяна Юрьевна Смирнова — заведующая сектором образовательных учреждений Московской епархии, директор православной школы «Образ»

Просмотров: 2292
Комментариев: 0

Белые банты, разноцветные букеты, радостные лица и крепкие объятия — воспитанники Свято-Покровской православной классической гимназии встретились со своими одноклассниками и классными наставниками после летних каникул

Просмотров: 1534
Комментариев: 0

Первое сентября для студентов Саратовской православной духовной семинарии и воспитанниц Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы началось с Божественной литургии в семинарском храме. Богослужение возглавил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 1741
Комментариев: 0

Кто такой священник? На этот вопрос по-настоящему может ответить, наверное, только он сам. И, пожалуй, чем больше опыта служения, тем точнее и глубже будет ответ. Однако интересно, что могут сказать об этом те, кто только-только окончил семинарию, кто прошел по выбранному пути всего несколько шагов, кто только начал соединять в себе самом теорию и практику? Мы побеседовали с нынешними выпускниками Саратовской православной духовной семинарии в священном сане

Просмотров: 1692
Комментариев: 0

Совсем недавно для выпускников по всей стране прозвенел последний звонок. Школа позади, наступает ответственный и волнительный момент: вступление во взрослую жизнь и принятие одного из самых судьбоносных решений — выбор будущей профессии. И здесь важно не ошибиться. Опыт многих людей, ставших выдающимися специалистами, показывает, что главное в этом деле — следовать зову своего сердца. В Саратовском межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы таких историй о выборе сердцем знают немало. Порой девушки на полпути оставляли учебу в престижных вузах и выбирали духовное образование, ощущая в себе призвание к музыке и желание служить Богу. Обучаться регентскому мастерству сюда приезжают со всей России

Просмотров: 1731
Комментариев: 0