+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Образование — как диалог традиций
Просмотров: 2926     Комментариев: 0

13 августа 2019 года скончался один из старейших преподавателей Московской духовной академии и семинарии, выдающийся философ Николай Константинович Гаврюшин.
Николай Константинович являлся профессором Московской духовной академии, на протяжении многих лет преподавал философские дисциплины. Он неоднократно посещал Саратов, выступал с лекциями в Саратовской православной духовной семинарии и на философском факультете СГУ имени Н.Г. Чернышевского, был гостем Пименовских чтений и Дней славянской письменности и культуры в Саратовской области.
В память об этом замечательном человеке предлагаем вашему вниманию его доклад, представленный в 2012 году на пленарном заседании X Межрегиональных Пименовских чтений.

На сегодняшнем заседании Пименовских чтений я более двух часов слушал разные доклады, и у меня сложилось такое впечатление, что диалог нам совсем не нужен. Присутствующие в зале одинаково живо реагировали на высказываемые точки зрения, порой совершенно диаметрально противоположные, одинаково смеялись или аплодировали. Например, Преосвященный Владыка Пахомий (Брусков) сказал, что в эпоху советского безбожия традиция прервалась. Архимандрит Тихон (Шевкунов) напротив достаточно убедительно утверждал, что все-таки не прервалась. Так прервалась или не прервалась?

Я все-таки думаю, что Владыка Покровский Пахомий сформулировал слишком резко свою позицию и я, скорее, соглашусь с отцом Тихоном, что духовная традиция, конечно, не прервалась. Вот мне вспоминается замечательный эпизод из моей жизни, произошедший в институте истории, естествознания и техники. Были у меня там два коллеги — участники войны, ветераны, причем самого разного культурно-социального происхождения. Один — столбовой дворянин, Юрий Борисович Татаринов, а другой Ариеэль Моисеевич Цукерман, не дворянин. Оба учились в одной школе и оба, вы знаете, с восторгом мне рассказывали о своем учителе литературы, который был бывшим семинаристом. Да, семинарий не было, была школа, в школу пришел выпускник одной из наших духовных семинарий. И он говорил языком, каким можно было говорить в 1930-е годы. Но они его помнят, как, если хотите, и учителя нравственности, и наставника в понимании диалектики русской культуры и русской литературы. Так что вопрос о преемственности, на мой взгляд, очевиден. Преемственность была, если бы не было этой преемственности, нас бы с вами в этом зале не было.

Надо только сказать, что мы не всегда отдаем должное людям, подвижникам, тем несвятым святым, которые в тягчайшее время сохраняли традиции русской культуры в советском союзе. У меня дома две полочки в моей библиотеке занимают издания «Академии» — было такое очень культурное издательство в 1930-е годы. Многих его авторов, редакторов, в конечном счете посадили. Это издание хранило лучшие традиции не только русской, но и мировой культуры. Оно осуществляло, создавало пространство диалога. Я стал собирать эту библиотеку, именно этого издательства «Академия» по одной простой причине: у отца до революции было почти полное собрание изданий. Я решил, что надо хоть как-то это сохранить и сохранить память о том тернистом пути, который прошла русская культура, русская духовная культура в 20–30-е годы, прежде всего, но и в последующее время тоже.

И, конечно, мы сегодня можем сказать «спасибо» и Максиму Горькому за то, что он создал в свое время серию «Жизнь замечательных людей». Не все ее герои для нас равноприемлемы и равноочевидны, но эта попытка создать вот такой идеал для подражания безусловно, ценна. И, слава Богу, что это государственно поддерживалось. Такой же идеал для подражания еще в средние века создавали «Жизнеописания» Плутарха. Вы знаете, они пользовались не меньшим влиянием, чем «Жития святых» потому что примеры для подражания в этих книгах были совершенно удивительны.

Но вот теперь несколько о грустном. У нас издаются «Жития святых». А мы их читаем для того, чтобы уподобиться? Или мы все время повторяем: «Нет, мы-то не святые, а вот они святые, а мы у них только просить можем». Лет пять назад я зашел в обычный светский книжный магазин, что в подвальчике напротив Троице-Сергиевой Лавры, а там на самом видном месте — жизнеописание блаженной Матроны Московской и сверху вложена бумажечка: «Блаженная Матрона вам поможет, просите прямо сейчас». Вам это ничего не напоминает? Получается, нас благочестиво вводят в это общество потребления: принеси и получишь соответственно тому, что принес. Речь совсем не идет о том, чтобы подражать. «Вы не святые, вы не подражайте, вы приносите, ставьте свечку и там, «на экзамене», будет пятерка». И это, простите, тоже некоторым образом укоренившаяся традиция. Поэтому оказывается, светские жития, будь то Плутарховы или из серии «Жизнь замечательных людей» — безопаснее. Ни у Ромула, ни у Муция Сцеволы, ни у Александра Матросова просить ничего нельзя, а вот подражать можно.

Архимандрит Тихон меня сейчас заставил вспомнить совсем недавние события. Дважды на протяжении полугода наши военные бросались на гранаты, чтобы спасти ближних — это подвиг. Но мы сейчас вспомним этих людей? Где-то промелькнула краткая информация, и все. Человек жертвует жизнью «за други своя», а в ответ — какой там памятник, — даже имя его скоро забудется. Радует то, что такие люди вообще есть. Жив Господь и Он жив в таких людях, в таких несвятых святых. Это тоже к вопросу о преемственности традиции, который, как мы видим, нельзя решать однозначно.

Безусловно, традицию старались разрушить, и для этого делали все возможное. Продолжается это и сейчас. Мы можем пребывать в таком благодушном настроении, думая, что раз разрешают и даже поощряют открытие храмов, то все хорошо, все замечательно. Нет, не хорошо и не замечательно. Буквально перед поездкой сюда я прочитал на портале, кажется, «Православие и мир», заявление Ученого совета филологического факультета МГУ, подписанное видными учеными, заведующими кафедрами. В нем говорится о том, что политика нынешнего министра образования направлена на уничтожение гуманитарного образования в нашей стране. Я хочу обратить ваше внимание, говорят об этом не те, кто с белыми ленточками «фрондируют» по каждому возможному поводу с властью. Это люди, которые совершенно не расположены к какому-либо политическому интриганству. Это ученые, которые сознают, какую колоссальную опасность для всей нашей культуры и, в конечном счете, для государства представляет политика уничтожения гуманитарного образования. Черным по белому наши ученые пишут о том, что заказчикам такой программы не нужны люди образованные, люди мыслящие — нужны предметы управления и больше ничего. Потому что с человеком, самостоятельно думающим, все-таки сложнее.

Меня несколько озадачило и то, как воспринимается это обращение. Во-первых, у, так называемых, блоггеров можно встретить высказывания: «А почему это они на православном сайте выступили?». А что же в этом такого? И почему не могут профессора Московского университета иметь некую симпатию все-таки к православию? Это вменяется в вину. Вменяется в вину и защита хороших традиций советского образования, против которых также направлена эта система разрушения. «А какие там, в советском образовании, хорошие традиции? — недоумевают блоггеры. — Хорошие традиции везде ссылаться на Маркса-Энгельса и на борьбу классов?». Они делают вид, что не понимают: советское образование — это не только ссылки на Маркса-Энгельса, это сохранение во многом прекрасных традиций еще русского дореволюционного образования. Потому что старые учебники, в частности и по математике, и по физике, как известно, доказали свою действенность, тогда как новые эксперименты, начиная с Колмогоровских, своей действенности не доказали. А про критический отбор литературных источников для предмета «Русская литература» я уже и не говорю. Пусть были определенные купюры в советской системе образования, но очень многое все-таки было отобрано абсолютно по той же схеме, по которой отбиралось на рубеже XIX–XX веков. А вот сейчас, сейчас идет полоса действительно шельмования всех наших героев, всех наших культурных ориентиров.

Сейчас, конечно, очень сложная политическая ситуация, что отражается и на реформах в образовании, как высшем, так и школьном. И эти страшные эксперименты, конечно, нуждаются в нашем осмыслении и, может быть, в какой-то реакции, ибо дети, которые не получат настоящего образования среднего, не смогут стать образованными людьми, придя в вуз.

Сегодня что нам предлагается? Единый государственный экзамен. Он что, на самом деле свидетельствует об образовании? Ведь обучение и образование — это разные вещи. Они синонимичны, они в некотором роде, похожи, но это далеко не одно и то же. Можно обучить собаку прыгать через стенку, приносить палку. Можно обучить человека вязать на спицах. Мы употребляем в данном случает слово «обучить». Но мы же не скажем, что человек, умеющий вязать на спицах — человек образованный. Значит, есть какие-то смыслы, связанные с понятием «образование», которые выводят его из плоскости технической обучаемости. Это несколько иное пространство. И это действительно, я хочу подчеркнуть, пространство диалога — прежде всего, внутреннего диалога, который должен начаться в каждом образованном человеке. Для того, чтобы был диалог, должны быть и разные точки зрения, надо уметь их каким-то образом сопоставлять. Позвольте напомнить слова известного русского философа князя Сергея Николаевича Трубецкого. Он сказал в своей статье о природе человеческого сознания: «Я внутри себя держу собор со всеми». То есть это внутренний диалог, который является высшей формой постижения другого и в некотором смысле постижения самого себя в другом. Да, князь Трубецкой на самом деле вот этим своим высказыванием задал высокую планку понимания того, что такое образование. Не редкость, когда даже в высшем учебном заведении в аудитории не происходит диалога преподавателя и студентов. Преподаватель предлагает усвоить то, что он сказал, и воспроизвести. Но это не образование, это не обучение. Вы знаете, как нечасто встречаются преподаватели, которые готовы вести диалог со студентами? Я это очень хорошо знаю от своих студентов по Московским духовным школам, да и не только.

Поэтому нам надо осознать различие между обучением и образованием и понять, что без образования, никогда не будет настоящей духовной традиции. А диалог традиций внутри каждого из нас — это, прежде всего, диалог с истинными носителями традиций. Традиция сама по себе безлична, с ней нельзя вести диалог. А вот лицо, несущее традицию,— это действительно участник диалога. Только всякий ли, внешне, так сказать, поставленный носитель действительно является носителем традиции? Понимаете, можно ряженого вывести и сказать: «Вот носитель такой-то традиции». Но об этом ряженом Господь нас предупреждает в Евангелии, говоря о волках, которые облачаются в овечьи шкуры.

Николай Константинович Гаврюшин — историк религиозно-философской и научной мысли. Родился в семье киносценариста Константина Лаврентьевича Гаврюшина.
В 1970 окончил филологический факультет МГУ. С 1971 года работал в Институте истории естествознания и техники. В 1973 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук «Художественное творчество и развитие науки (становление идеи освоения космоса)». Руководил Проблемной группой по изучению памятников науки и техники. Член оргкомитета Чтений К.Э. Циолковского (1975–80). В 1977/78 и 1978/79 годах читал курсы эстетики и истории эстетических учений на дневном и вечернем отделениях исторического факультета МГУ. С 1980 года сотрудничал с Издательским отделом Московского Патриархата.

С 1987 года — преподаватель философии МДАИС, с 1997 — доцент, с 2002 — профессор. Преподавал также в Минской Духовной Академии. В 1997–2000 годах — главный редактор «Богословского вестника», издаваемого МДА. Редактор серии  «Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Автор более ста печатных работ по истории науки и философии. Основные работы посвящены истории космологических идей и истории русского космизма, религиозной антропологии и эстетике, истории логики на Руси в XI–XVIII вв. Выявил и изучил более 150 рукописей «Диалектики» XI–XVII веков, ввел в научный оборот антропологический трактат XVII века. В 1985 году опубликовал доказательства подлинности Щукинской рукописи «Слова о полку Игореве».

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Вместо класса — своя комната, вместо учителя — мама. Вместо ранних подъемов и изнурительных занятий — гибкий график и масса свободного времени. Стресс перед контрольными, слезы из-за плохих оценок, травля одноклассников — всех этих тяжелых реалий школьной жизни нет при семейном образовании. Эта форма обучения детей в нашей стране с каждым годом набирает обороты. Елена Мизюк пообщалась с родителями, взявшими ответственность за образование своих детей на себя, чтобы понять, какие преимущества дает надомное обучение и есть ли у него подводные камни

Просмотров: 1773
Комментариев: 1

Сегодня у нас вошло в стадию нормального подросткового бунта поколение детей, родители которых в 90-е годы минувшего века переступили порог храма впервые, многие в достаточно зрелом возрасте, замирая от страха и восторга, а кто-то и от стыда. Ни у кого из них не было настоящего церковного детства, не было опыта детской веры. Поэтому когда у поколения неофитов первой волны появились дети, которые — слава Богу — растут при храме, их воцерковленные родители вынуждены были изобретать велосипед, заново искать ответы на вечные вопросы. Некоторые семьи поделились с нами своим опытом.



Просмотров: 1136
Комментариев: 0

В старинном, многие годы пустовавшем здании на улице Лермонтова, 14 непривычная суета: протирают окна, моют полы, с первого этажа доносятся звуки рояля, а в воздухе — запах недавно завершившегося ремонта. Совсем скоро в этих вековых стенах из красного кирпича снова закипит жизнь — сюда переедут воспитанницы саратовского Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы

Просмотров: 1426
Комментариев: 0

«У духовных школ есть своя особенность: мы готовим пастырей и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Вот почему наш выпускной акт несколько отличается от выпускного в любом другом учебном заведении. Во-первых, мы собираемся в храме для совместной благодарственной молитвы к Богу, Подателю жизни и всех благ. Во-вторых, напоминаем, что ваша учеба не окончена: если вы хотите успешно и добросовестно нести свое служение, вам предстоит учиться всю жизнь. И в-третьих, с большинством из наших выпускников мы не расстаемся. Мы видим в тех, кто принял или готовится принять священный сан, своих собратьев и сослужителей. Мы готовы и дальше делиться с вами своим опытом, отвечать на вопросы, помогать друг другу в том служении, которое требует всей жизни человека без остатка…» — с такими словами обратился Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин к выпускникам на торжественном акте, посвященном двадцать четвертому выпуску Саратовской православной духовной семинарии.

Просмотров: 994
Комментариев: 0

Мимо костюмерной проносится толпа нарядных ребятишек — до выступления еще целых полчаса, можно поиграть. Вот только мамы почему-то переживают: то бант подбегут поправить, то кружева на платье. Из актового зала доносится стройное пение — это взрослые репетируют. Вот они всегда волнуются — неужели до сих пор не привыкли к сцене, или тут кроется что-то еще?

Просмотров: 1014
Комментариев: 0

В наши дни Православная Церковь переживает уникальный период своей истории: появляется множество новых храмов, собираются и организуются приходские общины — и везде люди ждут пастырей. О том, как готовят будущих священников, мы побеседовали с игуменом Варфоломеем (Денисовым), первым проректором Саратовской православной духовной семинарии

ВИДЕО

Просмотров: 1387
Комментариев: 0

На День открытых дверей в Саратовской православной духовной семинарии и Межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, который прошел 17 февраля, собралось более ста человек — школьники и выпускники из Саратова и области. Для будущих абитуриентов это возможность представить себя в стенах учебных заведений, погрузиться в их атмосферу, понять, как они будут себя здесь чувствовать, «примерить» образовательную программу, а главное — понять, чего от них ждут наставники, чтобы прийти на вступительные испытания, полностью к ним готовыми

Просмотров: 868
Комментариев: 0

Как помочь детям пережить подростковый период? Почему некоторые воспитанники воскресных школ уходят из Церкви? Нужен ли в православной гимназии греческий язык? Что делать, если подросток слушает рэп? На эти и другие вопросы ответила гость XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений Татьяна Юрьевна Смирнова — заведующая сектором образовательных учреждений Московской епархии, директор православной школы «Образ»

Просмотров: 1995
Комментариев: 0

Белые банты, разноцветные букеты, радостные лица и крепкие объятия — воспитанники Свято-Покровской православной классической гимназии встретились со своими одноклассниками и классными наставниками после летних каникул

Просмотров: 1301
Комментариев: 0

Первое сентября для студентов Саратовской православной духовной семинарии и воспитанниц Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы началось с Божественной литургии в семинарском храме. Богослужение возглавил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 1468
Комментариев: 0

Кто такой священник? На этот вопрос по-настоящему может ответить, наверное, только он сам. И, пожалуй, чем больше опыта служения, тем точнее и глубже будет ответ. Однако интересно, что могут сказать об этом те, кто только-только окончил семинарию, кто прошел по выбранному пути всего несколько шагов, кто только начал соединять в себе самом теорию и практику? Мы побеседовали с нынешними выпускниками Саратовской православной духовной семинарии в священном сане

Просмотров: 1462
Комментариев: 0

Совсем недавно для выпускников по всей стране прозвенел последний звонок. Школа позади, наступает ответственный и волнительный момент: вступление во взрослую жизнь и принятие одного из самых судьбоносных решений — выбор будущей профессии. И здесь важно не ошибиться. Опыт многих людей, ставших выдающимися специалистами, показывает, что главное в этом деле — следовать зову своего сердца. В Саратовском межъепархиальном женском духовном училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы таких историй о выборе сердцем знают немало. Порой девушки на полпути оставляли учебу в престижных вузах и выбирали духовное образование, ощущая в себе призвание к музыке и желание служить Богу. Обучаться регентскому мастерству сюда приезжают со всей России

Просмотров: 1544
Комментариев: 0